Мы продолжаем свой рассказ о таинственных традициях шаманизма в Кыргызстане… Многие верят, что власть бакшы – бескрайняя, и охотно обращаются к ним, несмотря на критику со стороны официальных религиозных структур, подвергающих шаманов остракизму.
Одной из главных функций бакшы было лечение с помощью магии
Язычники полагали, что у большинства болезней есть духи-хозяева, которых они с помощью всяких манипуляций старались «уговорить» или «испугать». Это и составляло основу древней лечебной магии заговорами. Их произносили заклинатели. Самим же «врачеванием» промышляли знахарки – эмчи-домчу кемпир, ну или появившиеся позже муллы.
Самой страшной заразой была оспа, которую представляли в виде кошмарного старика. Для его «задабривания» весь айыл совершал жертвоприношения, а затем откочевывал с заразного места от греха подальше.
Глава клана давал обет «старику», что в случае выздоровления он пожертвует любимое животное. Кроме того, в течение 10 суток все его сородичи молились по три раза в день на три свечки и бормотали заклинания. Для этого же пекли и семь семислойных лепешек, раскладывали их по кругу и в каждую втыкали по веточке арчи с кусочком войлока. Пока она горела, отбивались поклоны.
Подобным образом кыргызы олицетворяли и лихорадку, представавшую в облике старухи, жившей на заброшенных стойбищах. Чтобы уберечься от нее, носили амулеты. Да и сейчас (от сглаза, порчи, иной беды) многие вешают себе или детям на шею треугольные чехольчики с зашитой внутри молитвой.
Грозной напастью была чума, особенно бубонная, распространявшаяся всякими грызунами. Даже на произношение ее названия существовало табу, ну а так называли «синяя рубашка». Чуму рисовали в образе мужичка в синих одеждах. Иногда – верхом на бычке.
Велика у пращуров была и вера в силу проклятия, которое произносили соответствующие профи, у них якобы на языке была бородавка. Если спецы хотели причинить кому-то вред, то брали камень голубого цвета, садились на него и мысленно проклинали человека.
Почему же у стародавних кыргызов
считался плохим именно голубой и синий? Это прежние цвета траура. Не случайно,
когда в свое время депутатами принимался проект государственного флага
Кыргызстана, то парламентарии от юга республики, выступили резко против, ибо первоначальный вариант предлагавшегося
флага был голубого, «несчастливого» цвета. Вот и пришлось менять фон знамени на
привычный, красный.
На фото: Повязывать ленточки на удачу возле мазаров – старая традиция. Таких мест в Кыргызстане очень много.
От сглаза и порчи
Для совершения колдовских манипуляций использовались железо, огонь и вода, то есть то, что характерно для магии всех древних народов. Применялось это для избавления от мигрени, тифа, воспаления легких, других недугов.
Например, если у ребенка болели уши, считалось, что болезнь послана хозяином-духом родника, который сей шалун ненароком загрязнил. Родичи шли к ручью, трапезничали там, бросали в воду подарок, обмывали ушко малышу и ждали, когда оно у него перестанет болеть.
По поверью, хворь можно было не просто изгнать, а перевести в другой предмет. Желтушного пациента, к примеру, одевали во все желтое, вешали на него нить с желтой бусинкой и велели смотреть на живых рыб в тазу у изголовья, чтобы, значит, телепортировать водоплавающим свою немощь.
Если человек страдал эпилепсией, то наиболее подходящим животным для «переселения» болезни был козел. А если сумасшедший, то объектом для передачи недуга служил череп лошади. Для бесплодных использовались либо куклы, либо собачья голова.
Как всякая иная, магия у кыргызов «боролась» и со сглазом. Считалось, что одного восхищенного или завистливого взгляда достаточно, чтобы навредить хорошему человеку. Наиболее отвратительным считался взор того негодяя, у которого в зрачках были черные пятна. Уж если такой посмотрит, то не избежать смерти!
На фото: Место особой силы на южном берегу Иссык-Куля…
Грезы о мазарах
Одной из особо почитаемых эзотерических местностей в Кыргызстане является Манжылы-Ата на южном берегу Иссык-Куля. Эта живописная долина, говорят, упоминается еще в эпосе «Манас». Однако свою мистическую известность старый мазар (расположенный между нынешними селами Боконбаево и Каджи-Сай) приобрел в XVII веке, когда люди начали приходить сюда помолиться духам предков у могильников и священных тальников и исцелиться с помощью родников, бьющих прямо из толщи песчаных холмов.
Сегодня здесь расположен культовый объект в память Манжылы, суфийского наставника, а также дома для ночлега паломников, места для готовки пищи, информационные стенды для посетителей, национальная юрта для проведения ритуалов…
Вера в чудодейственность тамошней воды столь сильна, что к Манжылы-Ата туроператоры организуют целые автобусные поездки гостей Прииссыккулья. Включая экскурсии для зарубежных туристов, которых проворные гиды услужливо проведут к экзотическим источникам.
Кстати, о целебности влаги: каждый ключ здесь имеет свое название и, как уверяют смотрители мазара, свой специфический вкус и функцию избавления от различных хворей. У одного водоема толпятся сердечники и почечники, у другого – с проблемами зрения и гипертоники, третьи надеются избавиться от половой слабости и болей в костях… Относительно здоровые просто надеются обрести тут душевный покой, сбросить груз нервных конфликтов, получить благословение аксакалов для семейного счастья.
Большую работу по изучению мистического наследия страны Ала-Тоо, сохранению традиционных знаний наших предков, а также защите и легализации святых мест, форм паломничества к мазарам проводит с 2004 года культурно-исследовательский центр «Айгине» из Бишкека. Энтузиасты фонда рассматривают малоизученные явления природы и общества, ищут точки соприкосновения между духовностью и наукой, архаикой и новаторством, Западом и Востоком, а также любыми иными полярностями и противоположностями. Они разбирают такие понятия, как мусулманчылык и кыргызчылык, методы трансперсональной психологии и многое иное…
На фото: Туристы охотно верят, что источники на территории Манжылы-Ата приносят здоровье.
За гранью реальности
Есть в Кыргызстане уникумы, близкие по духу к шаманам и общающиеся с параллельными мирами. Среди них небезызвестная Бюбю Мариям Муса кызы.
Ее называют одной «из самых ярких и загадочных личностей современного Кыргызстана». Впрочем, и споров вокруг нее достаточно…
По признанию этой женщины, уроженки Нарынской области, целительницей она стала неожиданно, в 42 года, через вещий сон, и начала лечить людей с помощью сеансов медитации. А затем, по просьбе одного своего известного пациента, решила при помощи тайных сил разузнать, кто же является подлинным автором героического эпоса «Манас».
И вот, медитируя ночью вблизи мазара Джумгал-Ата, она вдруг удостоилась озарения, после чего стала видеть образ таинственного Небесного странника, который был наречен ею как Жайсан. Вот он и начал в ходе магических сеансов связи посылать Мариям вселенские знаки прямо в подсознание, которые медиум много лет расшифровывала, записывала и в итоге выпустила многотомник в виде поэтической саги, эпического дастана «Айкол Манас» под авторством Жайсана.
Кстати, по словам Мариям, она не только знаки свыше получала, но и сама с помощью духа Жайсана переносилась в прошлое, видела сцены былых сражений предков и даже воочию самого Манаса!
Феномен Мариям вызывает как горячее одобрение, так и критику. К примеру, активисты Общественного объединения «Кылым кечи» («Кочевье века») ее поддерживают, среди них режиссер Э. Абдыжапаров и депутат К. Иманалиев.
А вот Джумгальский районный суд в июле 2016 года признал десятитомник «Айкол Манас» ни много ни мало… экстремистским. Слуги Фемиды посчитали, что указанное издание «унижает национальное достоинство кыргызского народа и искажает исторические моменты». Причем иск подавала Генеральная прокуратура КР, отметив, что указанное произведение может привести к разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни. В итоге иск был удовлетворен.
На фото: Очищающая сила священного огня.
Особая форма познания мира
В Кыргызстане признанным знатоком шаманства является Денис Брусиловский – религиовед, преподаватель кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий КРСУ.
Он подчеркивает: «Для меня шаманизм – это особая форма познания мира и представления о нем, рассматривающая человека как часть природы, нацеленная на непосредственное и целостное восприятие, постижение взаимосвязи природы и человека и включающая в себя широкую культовую практику». По мнению молодого исследователя, «в современных условиях шаманизм выступает в качестве своеобразного канала передачи этнокультурной информации, играет интегрирующую роль в традиционной культуре, выполняя своеобразную функцию во взаимодействии общества и природы».
По мнению Брусиловского, многие жители нашей страны, испытывающие проблемы, обращаются к шаманам потому, что местные ясновидящие берутся растолковать сновидения, найти пропавших без вести людей и животных или украденные вещи, гадают о будущем. Причем статус некоторых кез ачык столь высок, а молва так резонансна, что к ним обращаются не только крутые дельцы, но и политики, депутаты, чиновники!
…Нынешние шаманы уже не бегают, завывая, вокруг костра с бубном. Сеансы могут проходить в офисных помещениях, в доморощенных медцентрах и лечебницах или на дому. Кудесники используют как традиционную баранью лопатку, тлеющие ветки арчи или четки, так и фотографии, религиозные книги, дериваты ценных животных, даже заклинания по смартфону.
Увы, отличить, кто из них реально стремится помочь страждущим и реально владеет сакральными методиками, обладает неординарными способностями, а кто просто банальный шарлатан, дурящий людям голову, крайне сложно!
P.S. Продолжение темы в следующем номере. Не пропустите!
Азиз Карашев