Лучше быть белой вороной, чем разноцветным попугаем…

11:30, 21 Января 2016

В жаркой полемике по поводу духовных скрижалей Кыргызстана и свободы совести и мысли, мы почему то забыли о правах на свободу убеждений тех, кто вообще в Бога не верит. Игнорируем?

Как в последние недели ушедшего года, так и в начале 2016-го, в Бишкеке и других городах страны одной из самых дискутируемых тем остается проблема  религиозного радикализма, экстремизма, терроризма, и прочих опасных «измов». И здесь можно в тысячный раз убедиться в правоте классиков, утверждавших, что  «Религия — опиум для народа!»  Сладкий, дурманящий, загадочный наркотик. В малых дозах — лекарство. В больших — уже  яд.

Профессионалы идеологического маркетинга уже более 24 лет предлагают кыргызстанцам «товары» на любой вкус. Республику заполонили миссионеры самых разных клерикальных учений, экзотических культов, новомодных сект. Все словно с ума посходили, записываясь в неофиты!

Причин этому — масса. Тут и поиск смысла жизни, и оболванивание, грамотная агитация и банальный подкуп, безнадега и праздное любопытство. Всего хватает. Но главное — отсутствие четких ориентиров,  критического мышления, философского самосознания. Без этого результат очевиден и нередко — плачевен.

Борьба и торг за души обращенных идут на всех фронтах, взаимные обвинения среди богомольцев так и сыплются, и, что огорчает, нередко в эти дрязги оказываются втянутыми даже компетентные органы, эксперты и госструктуры.

В социуме, увы, нет твердого стержня. Пытаться искусственно создать его всего за два десятка лет на основе религии — нереально. К тому же в обществе, где число искренне и глубоко верующих вряд ли превышает 15–20%. Причем любых конфессий. Остальные граждане ведут вполне обычный, и, главное - привычный  им светский образ жизни. Но рьяные муллы, попы, пасторы и гуру всеми правдами и неправдами раздувают процентные показатели численности своей паствы. Вот и получается, что если человек, к примеру, отмечает Курман айт, то автоматически зачисляется в мусульмане, а ежели раз в год красит яйца на Пасху — то в христиане. Но то, что в погоне за такими показателями нивелируются истинные и бесспорные духовные ценности, этих богословов, видимо, не очень беспокоит.

В моей личной библиотеке собраны десятки экземпляров книг многих верований. Среди них те, что почитаются хасидами, вайшнавами, синтоистами, харизматами, фалуньгуновцами и даже (сотрудников ГКНБ прошу оставаться на местах!) акромидами, мунитами и салафитами. Мне просто интересно, сколь пытлив был ум человечества, на протяжении веков создававший все это в попытках найти ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Эдакое единство в разнообразии. Или наоборот.

Я считаю, есть три самые страшные вещи: узколобый догматизм, яростный фанатизм и пещерное невежество. Поэтому одно дело общаться с божьим человеком, который ищет в рамках своей религии опору, глубинную суть, потенциал, нравственные ориентиры и моральные ценности.

Но совсем другое — видеть в глазах собеседника нескрываемое превосходство только  потому, что он, в отличие от тебя, «чурбана неотесанного», может (к месту и не к месту) ловко цитировать главы из неких писаний! Пусть при этом он никогда не читал Токтогула, Пушкина или Шекспира — разве это беда?! И хотя его никто не уполномочивал, он будет менторским тоном поучать, как тебе следует жить, с кем детей плодить, в какую сторону света молиться, чем пренебрегать и жертвовать и какие адовы муки ждут на том свете за ослушание. Даже не понимает, что кроме его архаичных постулатов есть еще такие понятия, как свобода выбора и... отказа.

Сейчас, говоря о духовном вакууме, нередко заполняемом подрывными доктринами, мы  как-то подзабыли, что вакуум–то этот возник из-за очень простой причины — грубого вычленения из общественно–идеологической жизни одной из величайших дисциплин — атеизма. Нет, не твердолобо–воинствующего, безаппеляционно-большевистского, а строго научного, признанного во всем мире, основанного на здоровом скептицизме и обоснованной критике! 

Здесь мне могут возразить – это не актуально, не патриотично, не модно, в конце концов. В итоге сложилась парадоксальная ситуация, когда быть атеистом означает прослыть белой вороной! Но может, уж лучше быть вороной с твердыми убеждениями, нежели превращаться в пестрого попугая, готового вторить - подпевать любому, кто щедро сыплет корм...

  Азиз Карашев

Фото Вячеслава Оселедко

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям