На фото: Легендарный пик Хан-Тенгри под шапкой облаков…
Часть 1
Скандал вокруг судебного приговора 37-летнему журналисту Зулпукару Сапанову, которого по обвинению в возбуждении межрелигиозной вражды Бишкекский горсуд приговорил 29 сентября к 2 годам условно за издание книги «Кыдыр санжырасы», названной местными муллами «богохульственной», вновь обнажил проблему острых противоречий между приверженцами ислама и теми, кто ратует за возрождение традиционных верований жителей страны Ала-Тоо.
Так что же нам может принести активизация поклонников Тенгри - ренессанс духа номадов и долгожданную гармонию между Человеком и Природой или угрозу раскола страны на противоборствующие клерикальные группы и всплеск национализма, чреватый конфликтами?
Впитанное с молоком матери…
Для начала отметим, что тенгрианство как синкретическая форма мировоззрения, комплекс архетипных взглядов и языческого уклада древних кочевников не просто сохранилось у кыргызов, а за долгие столетия глубоко проникло в ритуалы, язык, менталитет и культуру народа.
К примеру, одним из самых почитаемых в нашей стране издревле является пирамидальный пик Хан-Тенгри (Кан-Теңири) на хребте Тенгри-Таг высотой более 7 тысяч метров. Его название с тюркского означает «Повелитель неба», тенгрианцы считают эту священную гору местожительством верховного божества. И не случайно, что учрежденная в марте 2017 года Ассоциацией высших учебных заведений КР (объединяет 24 вуза) высшая премия в области образования и науки получила символическое название «Хан-Тенгри», ибо не каждому эта высота по силам. Для магистрантов и студентов, кстати, это четыре премии по 20 тысяч сомов, а для специалистов – две премии по 70 тысяч сомов.
Также идеи тенгрианства популяризируются через масс-медиа и глобальную Паутину. Например, в известной соцсети Namba.kg существует группа «Тенгири-Тоо - Страна Небесных Гор!», объединяющая молодых тенгрианцев республики и неономадов из тюркских стран. Энтузиасты призывают к консолидации поклонников Тенгири – Тэнгэр - Тенгри – Тен – Тянь из регионов от Урала до Тихого океана, от Сибири и Аляски до гор Ала-Тоо и Тибета.
Недавно местное творческое объединение «Салт» разработало компьютерный гейм «Тенгри» в жанре RPG (ролевых игр), где пользователи смогут попробовать себя как в коллективных сражениях, так и в битвах с глазу на глаз. Игра основана на древних мифах тенгрианства, что, по мнению разработчиков, позволит лучше ознакомить кыргызстанцев с их культурой и историей, пробудит у соотечественников гордость за свою страну. Как заявили инициаторы из ТО «Салт», их идею поддержали Фонд исследования Тенгри (Якутия) и Фонд наследия кочевых цивилизаций (Казахстан), что «говорит о международном уровне проекта».
Огромный вклад в мировую тенгриологию, по мнению кыргызских энтузиастов, внес мыслитель-энциклопедист Чоюн Омуралиев. Знаток сакральных знаний, он стал автором целой серии статей и книг, включая такой фундаментальный труд, как «Тенгрианство. Общество - Государство», созданный на базе двух своих монографий: «Тенгрианство. Постигая глубины кочевой цивилизации» (1995 год) и «Код Тенгри: Кыргызская Народная Республика» (2010 год).
Многие элементы тенгрианства были ярко представлены в ходе церемоний проведения двух Всемирных игр кочевников в нашей стране, вызвавших огромный интерес у мировой публики.
А еще говорят, что Бог один, только провайдеры разные!
Однако если все вышеописанное достаточно безобидно, то вот следующий аспект деятельности почитателей ценностей «духовного наследия пращуров» выглядит не столь однозначно…
Уже лет пять, как энтузиасты пытаются официально зарегистрировать в Госкомиссии по делам религий (ГКДР) организацию «Теңирчилик» в качестве некоей самостийной религиозной общины, имеющей собственную философию.
На фото: Активисты легализации тенгрианства во время очередного брифинга в здании ОТРК.
В числе инициаторов возврата к «историческим корням» и доисламским верованиям выступают экс-депутат ЖК Арсланбек Малиев (к слову, он один из нынешних кандидатов на выборах президента КР), председатель общества «Манас Ордо» Анарбек Усупбаев, академики Ильгиз Айтматов (родной брат покойного Чингиза Торекуловича) и Турар Койчуев, лидер партии «Ак калпак» Улукбек Маматаев, профессор КНУ Бердибек Джумабаев, профессор КРСУ и политолог Мурат Суюнбаев, общественный деятель Мелис Арыпбек уулу, ряд других известных лиц.
Но ГКДР им регулярно отказывает в регистрации.
В чем же причина?
Чиновники и эксперты опасаются, что возрождение тенгрианства в данный момент, когда ситуация в религиозной сфере в КР и без того сложная, может ухудшить обстановку, вызвать разлад в социуме, даже спровоцировать мировоззренческий конфликт между приверженцами обожествленного Неба и господствующего в стране ислама, что чревато реальным противоборством и хаосом.
Уже были случаи, когда некоторые тенгрианцы призывали к отрицанию пророков, пытались в виде канонического писания представить народный эпос «Манас», считая его более полезным и одухотворенным, нежели догматический Коран. Они вступают в полемику с так называемыми «исламистами», пытаясь доказать, что автохтонная вера тюрков гораздо старше ислама и в перспективе все равно возьмет верх…
Специалисты также отмечают: несмотря на заявления апологетов тенгрианства, что вера в могущество природы и в покровительство духов предков служит лишь консолидации общества, на самом деле эти шаги якобы способны вызвать волну национализма, когда под предлогом возрождения обычаев коренного этноса могут начаться притеснения членов других этнических групп.
Не забывайте, кто мы…
Тенгрианцы неоднородны в своем составе, живут в разных регионах, есть среди них умеренные и не очень, но большинство объединены в несколько национально-культурных и исследовательских центров: «Тенир Ордо», «Айгине», «Алты Юрт».
Меж тем представители нового поколения все более активно привлекают сторонников в киберпространстве. Они упирают на национальное самосознание граждан, их исконный патриотизм, стремление освободиться от диктата привнесенного из Саудии и других регионов учения, склонного к запретам и ущемлению прав на свободу волеизъявления. «Подобные табу неприемлемы для настоящих номадов», - считают молодые активисты.
Часть наблюдателей полагает, что определенным толчком для воодушевления тенгрианцев, выступающих против тотальной исламизации населения и насаждения ментально чуждых для наших горцев и степняков зарубежных концепций, в свое время явились программные заявления президента А. Атамбаева, касающиеся перекосов в религиозной сфере. Многие помнят, как 3 февраля 2014 года на заседании Совета обороны КР Алмазбек Шаршенович был очень эмоционален, выразив протест против экспорта чуждых доктрин, особенно с арабского Востока, отметив, что происходит игнорирование ценностей местной культуры и навязывание идеологии, противоречащей свободолюбивому духу народа.
«Не надо забывать, что мы прежде всего кыргызы!» - подчеркнул президент. И добавил, что с каждым днем растет число тех, кто, прикрываясь мусульманской религией, хочет, чтобы «кыргызы забыли свои традиции и превратились в манкуртов», что этому пора поставить заслон, так как есть угроза утраты родного языка, ритуалов, народной солидарности, государственности в целом.
Их могло воодушевить и столь важное обстоятельство, как общее усиление борьбы руководства КР с религиозным экстремизмом и терроризмом, в первую очередь - с неформальными группами салафитов, джихадистов и такфиристов.
На фото: Последователи учения Тенгри знают, где находится ось всего мироздания…
На этом фоне тенгрианцы могут выступить в качестве некоей альтернативной общины, исповедующей цели мирной демократии, щедрость и бескорыстие, планы возврата к патриархальным устоям общественной справедливости и ценности человека вне зависимости от его социального статуса, выступая за гендерное равенство, межрегиональное братство, толерантность, за культ семьи, а также жизнь в гармонии с природой для сохранения экологического баланса. За все то, что продекларировано в принципах кочевой цивилизации.
P.S. И тем не менее, у этих энтузиастов есть противники. Но о них мы расскажем в следующей части нашего исследования. Окончание следует!
Азиз Карашев.
Фото WWW.