В прошлом выпуске нашей газеты («НЛ», №28 (109)) мы начали исследование феномена тенгрианства в нашей стране. Казалось бы, безобидное занятие энтузиастов, пропагандирующих древние верования. Ан нет! У них нашлась масса противников из стана доминирующего в КР ислама, которые видят в поклонниках учения Тенгри чуть ли не экстремистов. Да, у них есть свои доводы, однако у их духовных конкурентов имеются контраргументы…
Просто неприязнь или богобоязнь?
Напомним, что инициаторы возрождения кочевой доктрины Тенгри уже несколько лет пытаются зарегистрировать в Госкомиссии по делам религий (ГКДР) свою организацию «Теңирчилик». Они обращались и в правительственный аппарат, даже в суд подавали. Увы! Госмужи из ГКДР не хотят ссориться с представителями мусульманской интеллигенции, которые, входя в экспертные советы при МВД и КГНБ, активно выступают против тенгрианцев. Исламские теологи выносят заключения, что те просто язычники, им присуще поклонение шаманским культам, духам предков. А глава центра «Дил мурогу» Озбек ажы Чотонов даже заявил, что они поддерживаются… Западом с целью внесения здесь смуты.
Плюс ко всему тенгрианцы якобы отличаются деструктивными методами работы, потому что, агитируя вступить в свою веру, они параллельно резко критикуют и даже оскорбляют исламские святыни, принижают роль мусульманских ритуалов. Да к тому же тенгрианство, мол, вообще не может претендовать на звание полноценной конфессии, так как у них не имеется основополагающих признаков любой религии: ни главной книги нет, как в исламе, ни помещений для молитв, ни понятия о земной и загробной жизни.
Кстати, именно по настоянию религиоведов, сотрудничающих в качестве экспертов со спецслужбами, наш ГКНБ и решил всерьез взяться за журналиста-тенгрианца Зулпукара Сапанова, выпустившего скандально нашумевшую книгу «Кыдыр санжырасы», которую теологи сочли «богохульной». Об этом факте мы сообщали в предыдущей части своего аналитического обзора. В итоге Сапанов по приговору Бишкекского горсуда получил 2 года условно по статье 299 УК КР, хотя сам он отрицает, что в его книге содержатся какие-либо призывы к разжиганию межрелигиозной розни.
Здесь сложно однозначно сказать, чья «правда правдивей». Но невольно вспоминается фраза известного специалиста, профессора Назиры Курбановой: «Нам нужно учиться воспринимать друг друга такими, какие мы есть. А пока мы все чаще видим лишь взаимные оскорбления. Простой пример - отношения верующих-мусульман и тенгрианцев. Мы забыли, что являемся гражданами одного государства: у нас одни проблемы, одна жизнь». Все верно – есть вещи важнее любых дискуссий и выше любых трений!
Где эта «точка невозврата»?
Что интересно, тенгрианцы, считая себя прямыми наследниками доисламских верований тюрков, одновременно выступают и за… светские столпы государства.
Вот что пишут они в обращении на имя президента КР: “Господствующей религией страны является в настоящее время мусульманство, которое в силу разнообразия течений (74 вида) порой приводит в тупик и вступает в противоречие с кыргызскими обычаями, традициями, культурой, языком.
Возникла опасность достижения «точки невозврата», угрожающая устоям светскости государства.
В связи с этим мы, представители различных конфессий общественности Кыргызской Республики, призываем Вас встать на защиту конституционных устоев кыргызского государства - его светскости”.
Почему тенгрианцы так настаивают на регистрации? Они объясняют это следующим: « Регистрация, на наш взгляд, позволит возродить историческую религию кыргызов, базирующуюся исключительно на обычаях и традициях кыргызского народа и его эпосах («Манас», «Семетей», «Сейтек»); сохранить и дать импульс развитию культуры, обычаев и традиций древнего кыргызского народа, не ущемляя последователей исламской, христианской, буддийской, иудейской и других религий».
То есть по сути авторы предлагают такую модель секуляризма, где государство дистанцируется от магометанства и одновременно поощряет ренессанс родоначальной веры коренного этноса.
На фото: Волк – гордый, свободолюбивый и смелый – был одним из священных тотемов древних тюрков, живым символом кочевников Евразии, сакральным животным тенгрианцев, почитавшимся прародителями кыргызов…
Чем они пытаются привлечь население?
Любопытно, что материалы на тему тенгрианства находят отклик у части граждан. Особенно на фоне утраты многими священнослужителями (самозванными и неаттестованными, замешанными в коррупционных махинациях, отличающимися неблаговидным личным поведением, участвующими в политических мероприятиях на материальной основе) авторитета среди верующих. Здесь уже тенгрианцы могут начать позиционировать себя как национально-патриотическую и традиционную силу, чьи идеи более близки пастве, нежели проповеди скомпрометировавших себя богословов.
Известно, что немалой критике подвергается ныне несанкционированное строительство в депрессивных районах мечетей и медресе вместо объектов соцкультбыта: детсадов, школ, больниц, ФАПов, водоканалов, банно-прачечных комбинатов. С учетом, что большинство культовых сооружений возводятся благодаря донорству зарубежных центров и фондов, особенно из арабских стран, идеи тенгрианцев о необходимости контролировать, упорядочить этот процесс будут приветствоваться населением и в дальнейшем.
Не исключено, что тенгрианцы, пользуясь свободой слова, поддержкой ряда правозащитников и нормами либерального законодательства КР, усилят свое информационно-агитационное воздействие на госорганы с целью добиться-таки регистрации «Теңирчилик» в ГКДР как структурированной формы народной религии.
Также может продолжиться их работа по привлечению единомышленников в разных социальных слоях, возрастных группах, в общественно-политических, научных, деловых, культурно-гуманитарных и иных кругах. Цель – увеличить число адептов по всей республике. Если им это удастся, то данное сообщество, опирающееся на столь беспроигрышный вариант, как духовное наследие и культурное богатство народа, может привлечь еще больше последователей.
Азиз Карашев.
Фото WWW.
От редакции: Редакция газеты “Новые Лица” публикует данный материал как приглашение к дискуссии. А что думают читатели? Необходима ли регистрация “Тенирчилик”? Не расколет ли общество активизация этого движения? Что думают последователи ислама о данном движении? Свое мнение пишите нам на редакционный адрес и на страницах в “Фейсбуке”. Мы обязательно его опубликуем.