На последних парламентских выборах мы все стали свидетелями первых публичных попыток политизации религиозных деятелей и активного использования религиозных лозунгов в предвыборной кампании. Ряд политических партий вообще всю свою выборную стратегию построили на религиозной риторике и символах. Пользующиеся в обществе определенным авторитетом имамы стали выступать с политически окрашенными заявлениями. Такие действия вызвали вполне ожидаемую резкую реакцию со стороны сторонников светского строя, став причиной появления теперь уже светского экстремизма.
Можно ли найти золотую середину между религиозностью и светкостью? Может ли ислам стать частью демократического управления? Что на самом деле означает светский строй? Центр политико-правовых исследований организовал экспертное обсуждение о роли ислама в светском Кыргызстане с участием первого заместителя директора Государственной комиссии по делам религий Закира Чотаева, директора аналитического центра “Религия, право и политика” Кадыра Маликова, эксперта по вопросам безопасности Нурлана Наматова. Модератором дискуссии выступил известный журналист Азамат Тынаев.
Кыргызстан не является исключением из правил на фоне других постсоветских государств с преимущественном мусульманским населением, где религиозная тематика моментально политизируется, поляризуя общественное мнение. Как соблюсти грань между светкостью государственного строя и соблюдением прав верующих? Почему ислам в общественной дискуссии воспринимается камнем преткновения?
“Могут ли религиозность и светкость сосуществовать?”
“Вы поднимаете очень актуальные для общественного мнения вопросы. Повышение интереса к религии на заре независимости во многом было связано с советским атеистическим прошлым, когда религия была под запретом. Конечно же, нельзя исключать и внутренние предпосылки, и внешнее влияние. Государственная политика в отношении религии стала системно формироваться только начиная с 2013 года, когда было заявлено о необходимости ее реформирования. К сожалению, в первые годы независимости из-за чрезмерной либеральной политики в религиозной сфере кое-где сформировалась неподконтрольная ситуация. Различные конфессии стали вести неконтролируемую деятельность в противовес национальным интересам государства”, - отметил в своем выступлении заместитель директора Государственной комиссии по делам религий Закир Чотаев.
При этом эксперт не исключил и внешнее влияние на внутреннюю религиозную ситуацию, приведя в качестве примера вооруженные конфликты в Сирии, Ираке, Афганистане и Египте.
Согласно данным Государственного комитета национальной безопасности КР, в военных действиях на стороне джихадистских вооруженных группировок участвуют свыше 600 граждан Кыргызстана, более 70 из них считаются погибшими, среди завербованных больше ста женщин.
Закир Чотаев также упомянул прошлогодний теракт у китайского посольства в Бишкеке в качестве наглядного примера внешнего влияния международных террористических сил.
“Во время разработки первой Концепции религиозной политики учитывалось мнение всех сторон, в том числе и гражданского сообщества, и религиозных общин. Государство в этой ситуации отнеслось ко всем с понимаем и одинаково. При этом мы отдаем себе отчет в том, что в обществе существуют радикальные вгляды во многом как результат неправильной политики некоторых религиозных организаций. Но между тем мы знаем, что ислам может внести свой положительный вклад в развитие страны”, - сказал Закир Чотаев.
Чотаев считает, что необходимо развивать толерантное отношение и не забывать, что мы прежде всего живем в светском государстве, метко заметив, что нужно адекватно воспринимать этот факт.
Директор аналитического центра “Религия, право и политика” Кадыр Маликов с самого начала своего выступления задал тон всей остальной дискуссии, отметив, что сегодня почти все государства с преимущественно мусульманским населением живут в состоянии большего дискурса о соотношени и сосуществовании светкости и религиозности в рамках одного национального государства.
“Мы видим, что во многих странах с мусульманским большинством, которые считают себя демократическими государствами, на самом деле де-факто сформировалось авторитарное семейное-клановое правление. Власть передается по отца к сыну, и никакие законы им не писаны. Мы становимся свидетелями социальной несправедливости. Все это создает не просто дискурс в обществе, но взрывоопасную ситуацию.Следующий вопрос, который волнует многих – это политическая повестка дня ислама среди мусульман. Мы живем в условиях национального государства, которое имеет свой суверенитет и независимость. Мы объявили о развитии по пути демократии и заявили, что мы светское государство. И вроде права у всех есть и они прописаны. Но здесь срабатывает человеческий фактор, когда большинство наших чиновников на местах до сих пор не могут освободиться от вульгарного, атеистического восприятия светкости государства”, - сказал Маликов.
По его мнению, в мусульманской общине наблюдается определенная усталость от обещаний политиков, и последние парламентские выборы продемонстрировали, что в стране сосуществуют два параллельных мира: те, кто принял участие в выборном процессе, и те, кто проигнорировал выборы.
В условиях, когда имеет место определенный кредит доверия у общества к власти, по словам эксперта, важен общественный консенсус. “Здесь уместно вспомнить нашумевшую историю с баннерами. Кто-то наверное с хорошими намерениями развесил их, но в результате они раскололи общество. Эта история показала нам, что наряду с религиозным экстремизмом существует и светский радикализм. Запрещая носить платок или носить религиозную символику в школу, мы противоречим сама себе. Мы нарушаем конституционное право этих девочек получать образование, гарантированное законами. Эти баннеры только усилили раскол к обществе, надо быть осторожными и деликатными в таких вопросах. Нельзя противопоставлять мусульманскую общину государству, все мы граждане одной страны. Нужен консенсус по таким чувствительным моментам. В исламе четко говорится, что нет принуждения к вере. Это закон. Также есть четкая умеренность позиций. Нет той крайности, с которой мы сталкиваемся в выступлениях чиновников. Я глубоко убежден, что общественного согласия можно добиться только путем просвещения. Но эта дорога с двухсторонним движением”, - заявил Кадыр Маликов.
С этим мнением согласен и эксперт по вопросам безопасности Нурлан Наматов, который считает, что невежество всех сторон в этом дискурсе является главным бичем.
“Мы все знаем, что ислам – мирная религия и она вполне может существовать в светском государстве. Невежество со всех сторон порождает радикальность взглядов. На фоне этих дискуссий появился светский экстремизм. Люди не зная предмета разговора, спорят об отрицательном влиянии религии, разбрасываясь ярлыками. В самой мусульманской общине также не все безоблачно, там наблюдается другая тенденция, когда внешние атрибуты возводятся в абсолют, который не готова сегодня принять другая часть общества. Я недавно был в Баткене, встречался с местной молодежью. Меня обнародовала и насторожила активность молодежи, потому что сложно предугадать, в каком направлении она может развиться, когда у юношей фактически нет возможностей для самореализации. Сегодня за нашей молодежью охотятся эмиссары деструктивных сил, мы не должны об этом забывать. Через каких-то 10-15 лет эти молодые люди придут к власти, будут работать в государственных и других структурах. С каким багажем знаний они придут туда? Как они будут формировать политику? Нужно сейчас с ними работать, нужно объединяться. В этой ситуации чувствуется острая нехватка образованных, квалицифированных кадров мыслящих по-государственному”, - отметил в своем выступлении Наматов.
Также эксперт подчеркнул, что из-за политики двойных стандартов лидеров политических партий люди не верят им, и, к сожалению, они находят кумиров в других местах. О системном кризисе из-за отсутствия кредита доверия сказал и эксперт Кадыр Маликов.
Заместитель директора Государственной комиссии по делам религий Закир Чотаев привел интересную статистику. В прошлом году эксперты Госкомиссии провели социологическое исследование, были опрошены 1200 человек. 90% респондентов отнесли себя к мусульманам, но только 30% назвали себя практикующими мусульманами, соблюдающими основные требования ислама. При этом большинство опрошенных признавали светкую модель государства, отдавая ей предпочтение, и только по 10% респондентов поровну отдали предпочтение турецко-малазийской и арабской модели государственного строя.
“Кыргыстан по умолчанию является мусульманской страной. Не мусульманским государством, но мусульманской страной. Вся наша жизнь пронизана мусульманскими символами. Мы видим совершающегося вместе со всеми намаз президента. Мы наблюдаем вокруг много позитивных моментов, связанных с исламом. В ряде населенных пунктах стали отказываться от продажи и потребления спиртных напитков, что явно влияет на здоровье общества. Мы стали свидетелями, как меняются некоторые традиции. Например, кыргызы стали раньше хоронить умерших родственников. Вроде несущественно, но эти перемены поменяли жизнь людей, избавив от обременительных для семейного бюджета похоронных расходов”, - сказал модератор дискуссии журналист Азамат Тынаев.
Но до какой степени возможна такая трансформация, и когда она может приобрести политический характер?
“Мне бы хотелось отметить слова Кадыра Маликова, что нет принуждения к вере. Получается, что ислам по своей сути является светским и он допускает свободу личности в формате веры. Мы открыты, но оказывается, не всегда можем противостоять инфицированию”, - резюмировал Тынаев.
Кадыр Маликов согласился с мнением Нурлана Наматова о том, что Кыргызстан должен готовить собственные интеллектуальные мусульманские кадры, которые станут государственниками.
“Что мы будем делать, когда практикующих мусульман станет 70%? Государство должно создать все условия для интеллектуального развития ислама, чтобы мусульмане стали активными гражданами с государственным мышлением. Международные террористы своей первой целью ставят именно уничтожение национального государства. Вся их идеология направлена против государственных устоев”, - заявил, подытоживая дискуссию, Кадыр Маликов.
Закир Чотаев в эпилоге буквально следующее: “Существует такое универсальное стереотипное понятие, что религиозный человек почти всегда идеален в поступках и помыслах. Но это не так, все мы подвержены человеческим факторам. Не всегда религиозность – синоним духовности. Не все религиозные деятели ведут себя духовно”.
Ислам в Центральной Азии имеет богатую тысячелетнюю историю. Ханафитский мазхаб – одна из четырех основных правовых школ в исламе, зародившийся именно здесь, и мы можем использовать этот исторический опыт, чтобы противостоять диструктивному влиянию извне.
Алмаз Исманов
Фото Вячеслава Оселедко