Только за эти восемь месяцев на автотрассах страны погибло 567 человек, среди них 91 ребенок. Всего, по данным Минздрава КР, в этот период было зарегистрировано 3 тысячи 667 дорожно-транспортных происшествий, 5 тысяч 690 человек получили различные телесные повреждения, из них 1 230 – дети.
В Главном управлении патрульной милиции КР по итогам курортного сезона сделали отдельную выборку по маршруту Бишкек - Чолпон-Ата - Каракол. За летнее время на этом участке было зарегистрировано 322 ДТП, что на незначительные 5% меньше, чем в прошлом году. Погибло 52 человека (в прошлом году эта цифра равнялась 82), различные телесные повреждения получили 595 человек.
Среди основных причин дорожно-транспортных происшествий в патрульной милиции назвали несоблюдение скоростного режима, нарушение правил маневрирования, нарушение правил обгона, нарушение правил выезда на встречную полосу движения и управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.
За каждой цифрой чья-та жизнь
В отчетах Минздрава и МВД обычно в таких случаях просто пишут “массовая гибель людей во время ДТП”, и далее идут сравнительные таблицы, аббревиатуры и все прочее. Такова спефицика казенного языка, где человеческие жизни превращаются в цифры и проценты.
В этом году на одной из самых оживленных трасс страны Бишкек - Ош было зарегистрировано несколько дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой гибель десятков людей. Два из них шокировали количеством жертв.
27 августа в 11:20 на 178-м километре автодороги Бишкек - Ош (Жайылский район Чуйской области) столкнулись две легковые машины Volkswagen Passat и Mitsubishi Lancer (минивен). В результате лобового столкновения погибли 30-летний водитель минивена Бакыт Жумадылов и трое его пассажиров: 33-летний Тынчтык Кулов, супруги 32-летний Нурдин Касымов и 37-летняя Айзат Исмаилова.
У супругов Айзат и Нурдина сиротами остались две дочери и сын. Их шестилетний сын Арсен Бактыбеков в момент аварии был с ними. Его в тяжелом состоянии доставили в ближайшую больницу. Сегодня его состояние стабильное, но ему еще предстоят операции и долгий восстановительный процесс. Мальчик продолжает получать лечение в городской детской клинической больнице №3 в Бишкеке.
В Volkswagen Passat погибла целая семья: 36-летний водитель Жылдызбек Шукуров, его супруга Эльнура Шукурова, их новорожденные близнецы Айлин и Алияр Шукуровы (они родились 7 августа этого года!) и их старшая дочь 14-летняя Нурайым (она скончалась по дороге в Жайылскую районную больницу). Жылдызбек и Эльнура были родителями большой и дружной семьи. Сиротами остались 10-летний сын Бекзат, 5-летняя Аяна и 3-летняя Айбийке.
Спустя несколько дней после трагедии в интервью КирТАГу пресс-секретарь Главного управления патрульной милиции МВД КР Тилек Оторов сообщил, что это дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Mitsubishi Lancer.
Буквально через три недели на этой же трассе произошла еще одна крупная авария с многочисленными человеческими жертвами. В районе города энергетиков Кара-Куля в результате столкновения грузового автомобиля Howo и минивена Toyota Estima погибли 5 человек.
В минивене находились 12 человек, при допустимой вместимости 7-8 человек! При этом большинство пассажиров были дети.
Среди погибших – только пассажиры минивена: капитан милиции Эркин Кыпчакбеков, его супруга Асель Полотова, их 9-летний сын Батый и дочка Айжан, которой было всего 3 месяца. В машине вместе с ними были еще два их сына, которые остались живы.
Также в этой аварии погибла 16-летняя уроженка Алайского района Атабек кызы Айгерим.
В городскую больницу Кара-Куля с различными повреждениями были доставлены остальные 7 человек, находившиеся в минивене: 27-летний водитель минивена Каныбек Кошоев, его супруга 26-летняя Жайнагуль Бахриева и их дети - 3-летний Алинур и годовалая Назерке, двое сыновей погибшего капитана милиции 3-летний Абдысамат и 10-летний Алихан и еще один пассажир - 38-летний Семетей Касымов.
Водитель грузовика Howo 31-летний Мирлан Нусупов не пострадал.
По предварительной версии, водитель минивена, пытаясь обогнать грузовую машину КамАз, выехал на встречную полосу и не смог избежать лобового столкновения с другим грузовиком Howo.
“Черная” полоса?
Стратегическая трасса Бишкек - Ош на сегодня является единственной дорогой, соединяющей Чуйскую область с Таласской, Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской областями и с некоторыми районами Нарына. Ее приблизительная протяженность от Бишкека до Оша составляет 680 км.
Состояние трассы оставляет желать лучшего. Особенно сложна ситуация на отрезке от Бишкека до Кара-Балты, где один из самых плотных трафиков. Там вдоль почти непрерывных густонаселенных пунктов во многих местах нет разделительных полос, отсутствуют зебры, дороги разбиты, отсутствуют надземные переходы для пешеходов (кое-где есть подземные переходы, но их недостаточно, или же они просто не функционируют), светофоры не работают, и отсутствуют указатели с четкими названиями населенных пунктов.
“Междугородные дороги находятся на балансе Министерства транспорта и коммуникаций. Дважды в год у нас соответствующее подразделение (в системе МВД. – Прим. ред.) проводит обследование состояния дорог и готовит отчет, где говорится о недостатках и состоянии трасс. Эти отчеты направляются в Министерство транспорта и дорог и мэрию Бишкека, если речь идет о столичных дорогах. Все недостатки должны устранить они. В том числе обязаны обеспечить нормальное освещение на дорогах, качественное состояние дорожного полотна и расчертить разметки”, - сказал в интервью “Новым Лицам” начальник Главного штаба МВД КР Бактыгул Абдыжалиев.
По этой дороге немало школ, и часто можно наблюдать такую картину, когда дети даже на зеленый свет светофора с риском для жизни переходят дорогу. Многие водители не соблюдают скоростной режим, игнорируя знаки. Все сбавляют скорость, только подъезжая к Республиканскому стационарному посту, а потом опять газуют, словно у них несколько жизней.
Здесь показательна трагедия, произошедшая 30 июля в этом году в селе Новопавловка, расположенном по этой трассе, - в результате двойного наезда погибла 15-летняя девочка. Вторая машина переехала ее, когда она еще была живой и лежала на дороге. Поиски водителей не дали результата.
Почти трехкилометровый туннель на перевале Тоо-Ашуу давно требует капитального ремонта. Уровень его загазованности чувствуешь даже при плотно закрытых окнах и дверях. Сейчас из-за “долгоиграющего” ремонта проезд по нему ограничен в одну линию, затрудняя дорогу.
Если раньше ее “украшали” только светящиеся названия придорожных кафе, то теперь даже на отвесных скалах можно увидеть объявления эвакуаторов из Кара-Балты и Токтогула. Это тоже о чем-то говорит.
Еще одним опасным участком на этой трассе является так называемый Узгенский перевал, особенно спуск по нему. На бетонных заграждениях там четко запечатлились тормозные следы машин, а рядом стоят надгробия тем, кто вылетел за бордюры и погиб.
Самая последняя трагедия на этой трассе произошла 23 сентября, когда в селе Ана-Кызыл перед началом Узгенского перевала в результате столкновения двух легковых автомобилей погибли 3 человека.
На следующий день, 24 сентября, уже на другой оживленной трассе Бишкек - Торугарт в результате столкновения легкового автомобиля и комбайна погибли 2 человека и 5 получили различные увечья.
Формально на этой трассе раньше были запрещены любые пассажирские перевозки. Но потом этот запрет убрали, введя сезонные ограничения. Ежегодно обычно где-то с середины октября начинает действовать запрет на перевозку пассажиров на неполноприводных автомобилях. Запрет действует обычно до первых весенних месяцев.
Пассажирскими перевозками на этой трассе почти всегда занимались частные извозчики. Сначала это были Audi с “Волгами”, а сейчас праворульные Honda Odyssey вместе с Honda Stepwgn исправно выполняют функции межобластных автобусов.
Кстати, по данным правительства, до 80% всех перевозок (и пассажирских, и грузовых) в стране приходится на наземный транспорт. Вместо привычных автобусов украинского и венгерского производства сегодня по городским и сельским улицам ездят исключительно праворульные японские минивены и леворульные германские “спринтеры”, выполняя функции городского и межобластного общественного транспорта.
По словам эксперта по вопросам безопасности дорожного движения Айбека Баратова, праворульность этих минивенов никак не влияет на уровень аварийности. “Я могу с уверенностью сказать, что если тех, кто совершил ДТП на праворульных авто, пересадить на леворульные, они допустят те же самые ошибки. Все дело в самих водителях. Нужно ужесточать наказания. Я считаю, что безнаказанность и отсутствие необратимости наказания прямо влияют на рост ДТП”, - сказал эксперт Баратов.
В Бишкеке и Оше существуют несколько точек, откуда они уезжают. Самые известные - это пересечение улиц Токтогула и Кулиева в Бишкеке в районе Ошского базара и периметр у рынка “Келечек” в Оше. В обоих городах неоднократно предпринимались попытки упорядочить эти стихийные “автовокзалы”, но воз и ныне там.
Сейчас проезд в один конец стоит 1000 - 1200 сомов, что делает цену привлекательной на фоне дорогих авиабилетов от 2 до 4 тысяч сомов. Поэтому даже несмотря на дальность дороги (12 часов в пути!) этот маршрут пользуется большей популярностью среди людей своей ценовой доступностью.
Обычно “подсадчики” по очереди набирают для каждого минивена по 7 человек, дети в таких случаях почти всегда сидят на коленях родителей (все 12 часов дороги!) и не считаются пассажирами. Кроме редких случаев, когда родители все же покупают для них тоже места.
Конкуренция на этом рынке жесткая. Поэтому, чтобы выжить, водители объединяются в мобильные бригады. В неделю они совершают по 2-3 рейса туда и обратно. Большинство предпочитает выезжать вечером. Чтобы не заснуть в дороге, почти все водители, включая дальнобойщиков, останавливаются у стационарного поста в Кара-Куле выпить кофейной смеси “три в одном” южнокорейского производства. Некоторые пьют густой черный чай. Они уверены, что после такой подзарядки сомнительного качества кофе и густым чаем они не будут (!) засыпать за рулем и благополучно доедут до пункта назначения. Но жизнь показывает, что такое “кофе” не спасает, если водитель физически измотан.
Представители районной Службы спасения МЧС в Токтогуле , анализируя дорожно-транспортные происшествия, в интервью “Кабару” отметили, что чаще всего крупные аварии происходят в Токтогульской долине, точнее, в районе объезда бассейна одноименного водохранилища и реки Нарын.
В Токтогульском районе 6 июля этого года в результате падения каменной глыбы на легковую автомашину погибли два человека.
В июле прошлого года водитель Mersedes-Benz, не справившись с управлением, упал в обрыв. Погибли три человека.
“Змейка”, которая начинается после Кара-Куля (если ехать с севера), действительно изнуряет водителей, внимание притупляется. Последнее крупное ДТП с человеческими жертвами произошло как раз в этом квадрате.
Здесь же 8 сентября столкнулись две грузовые автомашины, одна перевозила мазут, а другая растительное масло. Один из водителей с различными травмами доставлен в ближайшую больницу.
На этом участке в некоторых местах отсутствуют заграждения, которые защищали бы водителей от падения в придорожные реки. Три года назад при въезде в Кара-Куль Toyota Corolla с пассажирами упала в реку Кара-Суу. До сих пор не найдены три человека с этой машины.
Практически отсутствуют туалеты на всем протяжении трассы, если не брать в расчет уборные, расположенные в придорожных кафе. В этом году было зарегистрировано два трагических случая, когда в поисках туалета люди сорвались в пропасть и погибли.
Есть ли выход?
На заседани Жогорку Кенеша 21 сентября глава правительства Сооронбай Жээнбеков заявил, что установка фото- и видеофиксации на оживленных участках дорог позволит существенно снизить количество дорожно-транспортных происшествий. В качестве успешного примера Жээнбеков привел такой комплекс, установленный в селе Военно-Антоновка Чуйской области, где количество ДТП снизилось в 80 раз!
Правительство намерено в ближайшее время рассмотреть возможность приобретения таких комплексов за счет местных бюджетов, инициировать увеличение штрафов за нарушение правил, пересмотреть порядок и сроки обучения в автошколах и ужесточить выдачу водительских прав.
Кстати говоря, часть этих инициатив будет реализована за счет поэтапного введения проекта “Безопасный город”, который после судебных разбирательств и скандальных публикаций не был реализован в полной мере, потому что судебные слушания по нему все еще не завершены.
Но и опытные водители, и представители патрульной милиции единодушны в том, что виной всему отсутствие культуры вождения у наших граждан и безнаказанность водителей.
У нас просто “смешные” размеры штрафов за серьезные правонарушения. Водители чувствуют свою безнаказанность, поэтому ездят как хотят, полностью игнорируя правила и создавая угрозы для безопасности пешеходов и других водителей.
“Надо принимать жесткие меры в отношении нарушителей правил дорожного движения. На кону жизнь наших детей и в целом безопасность всех граждан. На мой взгляд, именно материальное наказание в виде увеличения штрафов может существенно повлиять на снижение уровня ДТП”, - заявил в интервью “Новым Лицам” начальник Главного штаба МВД КР Абдыжалиев.
Зебры без светофоров просто игнорируются. Таксисты, водители городских и междугородных бусиков и даже водители троллейбусов устраивают “соревнования” на столичных дорогах по принципу “кто круче”, забывая о пассажирах.
Отдельно стоит сказать и про пешеходов. Некоторые умудряются выходить из общественного транспорта прямо на перекрестках Абдрахманова - Чуй и Чуй - Манаса в центре Бишкека, потом спокойно разгуливают среди потока машин, чтобы перелезть на тротуар. Хотя прямо под их ногами находится подземный переход! Достаточно было остановить бусик, не доезжая!
Владельцы дорогих авто вообще считают,что правила написаны не для них. Они ездят как хотят и останаливаются тоже где хотят и как им заблагорассудится. Такие авто часто можно видеть на столичных автобусных остановках по улицам Абдрахманова - Киевская, Чуй - Абдрахманова, Московская - Манаса, Горького - Абдрахманова, Боконбаева - Манаса и так далее.
“Частые аварии у нас на дорогах происходят по причине превышения скорости, а обгоняют даже на опасных участках. Каждый день еду в Кант по проспекту Жибек Жолу (в Бишкеке. - Прим. ред.) и обязательно вижу аварии. Если даже еду на максимально разрешенной скорости, все равно найдется какой-нибудь “товарищ”, который пытается тебя обогнать. Частые аварии у нас - это лишь отражение болезни любым путем затоптать ближнего, обогнать его, при этом и обматерить, лишь бы себе было удобно. Пока будет у нас такое эгоистическое отношение друг к другу, стремление ставить ногу на грудь кому-то и побеждать любой ценой, то всегда будут аварии и на дорогах, и в повседневной жизни”, - считает водитель с 20-летним стажем Аскар Мамбеталиев.
Алмаз Исманов
Инфографика Сейданы Акуновой