Дышать чистым воздухом, есть органическую пищу, улыбаться солнцу – это звучит сегодня как некая архаика, сценарий для общины отшельников, поселившихся высоко в горах. Считается, что жители крупных городов обречены на смог и суровую индустриальную правду жизни.
Над Бишкеком – смог. В этом легко убедиться, поднявшись хотя бы на так называемую Панораму. Мы как-то уже и привыкли. Все чаще болеем, аллергики – через одного, а здоровье детей… даже говорить об этом не хочется. Но особого общественного внимания этот факт не привлекает, хотя опасность более чем реальна.
Кроме того, 16 октября 2016 года Кыргызская Республика подписала Парижское соглашение, а этот документ – правопреемник известного Киотского протокола. Международный договор обязывает государства сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов и вообще следить за экологической обстановкой. Со всех сторон нехорошо получается…
«Состояние воздуха над Бишкеком чудовищное. И каждый год меняется в худшую сторону. Самое странное, что на это почти не обращают внимания не только власти, но и журналисты, готовые в случае чего всем гуртом бегать за любой «сенсацией». А в этом случае – редкие и иногда довольно безграмотные репортажи. В том числе на ситуацию влияет загрязнение транспортными средствами. Оно приводит к тому, что у нас многократное превышение по бензоперену, одному из загрязнителей, которые приводят к раковым заболеваниям. Не считая других вредных компонентов, других загрязнителей, которые делают воздух в городе совершенно неприемлемым по многим показателям. Потому и возросло количество заболеваний дыхательных путей, сердечно-сосудистых и других. В среднем заболеваемость в городе выше, чем в Чуйской долине, в 10 раз. Там хуже медицинское обслуживание, но зато чище воздух», - печалится доктор географических наук, кандидат биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Кыргызской Республики Эмиль Шукуров.
Что загрязняет воздух? Конечно, автомобили, уверенно скажет читатель. Мы привыкли думать, что окружающую среду отравляют именно выхлопные газы. Но только ли они? Нет ли еще какого-то «невидимого врага», которому мы обязаны аллергиями, другими болезнями, пасмурным небом и дымкой над городом?
Ученые говорят, что загрязнителей кроме авто хватает, более того, автомобили даже не на первом месте в списке врагов чистого воздуха (хотя на втором – уверенно, и достаточно портят нам жизнь, особенно с учетом их небывалого количества в Бишкеке). Кроме этого, например, над Бишкеком отчаянно чадит ТЭЦ. Как известно, отоплением, горячей водой и отчасти электрической энергией мы пользуемся от нее. А чем пользуются на ТЭЦ? Углем, вестимо. Уголь же – чемпион по выбросу в атмосферу твердых частиц и канцерогенов при сгорании. А осенью минувшего года городские власти еще и кредит взяли под правительственную гарантию, чтобы закупить достаточное количество угля. То есть речь вообще не идет о новых, более экологически чистых технологиях, а мы еще и в долги влезаем, чтобы увереннее и активнее себя травить.
Частный сектор вообще повально использует уголь. Топить углем – оно привычнее. Вроде бы из неприятностей – только сам процесс растопки. Оно, конечно, неудобно. Грязь, копоть, отдельный сарай нужен для хранения этого самого угля, необходимо печку чистить (пренеприятное занятие). Кроме того, обогревая дом дровами или углем, нужно постоянно следить за тем, чтобы в печи не выгорало топливо, поэтому его нужно своевременно пополнять, иначе печь попросту прогорит. Но в остальном – все в ажуре. Однако так ли это?
Эксперт-химик Михаил Бойченко предупреждает: «На сегодняшний день основным источником загрязнения окружающей среды принято считать выхлопные газы авто и промышленные предприятия нефтеперерабатывающего и энергетического комплексов. Предполагается, что вред окружающей среде могут также наносить предприятия, работающие на твердом топливе (ТЭЦ, котельные). А частные дома – нет. Однако каменный уголь – это довольно разнообразная биологическая структура, которая под действием высокой температуры может разлагаться и образовывать различные вещества, зачастую токсичные для окружающей среды. При его сжигании возникает сильный поток горячего воздуха, который разносит пыль и большое количество летучих соединений на большие территории, загрязняя их. Осевшие на почву соединения угля органического и неорганического происхождения потом попадают в растения, а затем по пищевой цепи - в организм животных и человека. Канцерогены в чистом виде. А если отопление углем массовое – то и эффект мощнейший».
Думаете, это преувеличение? Можно обратиться к международному опыту. Столица Китая Пекин и прилегающие к нему районы прекратят использование угля к 2020 году в целях предотвращения смога. Среди возможных мер – замена угольных печей на газовые и электрические.
Официальное Бюро по охране окружающей среды в Пекине заявило о расширении мер по улучшению состояния воздуха в северном Китае. Особое внимание уделяется зимнему сезону – для предотвращения ситуации годичной давности, когда отмечался рекордно высокий уровень загрязнения воздуха. Тогда власти Пекина впервые в истории объявили красный, наивысший, уровень опасности. Запрет на использование угля коснется и большинства сельских районов к 2020 году.
По словам чиновника бюро по охране окружающей среды Пекинана Фан Ли, на 60 процентов смог состоит из загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу в результате сжигания угля, на выхлопы от транспорта приходится еще 30 процентов. В 2016 году власти заменили угольные отопительные печи на прочие в 400 деревнях. Так что, видимо, вовсе не преувеличение.
Да что там Пекин? У нас в 3 часах езды от Бишкека почти такая же картина в Алматы. В этом казахском городе очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Над городом стоит плотный смог, а жители все чаще обращаются в поликлиники с заболеваниями органов дыхания. Руководитель отдела экологического регулирования Управления природных ресурсов Казахстана Михаил Новоселов говорит: «Мониторинг атмосферного воздуха, состояния воды и почвы ежедневно проводит Казгидромет. Алматы уже многие годы находится в первой тройке самых загрязненных городов Казахстана. Индекс загрязнения атмосферы города обычно равен 11-12 единицам, притом что непригодным для жизни считается показатель свыше 14». И далеко не только автомобили создают такой жуткий эффект.
Еще примеры из международной практики? В марте прошлого года власти Мехико ввели ограничение для движения автотранспорта по городу из-за сильного смога над мексиканской столицей. Но ситуация с загрязнением воздуха лучше не стала, поэтому с 1 мая был введен дополнительный запрет – теперь из 5 млн автомобилей, зарегистрированных в этом городе, 40% не имеют права покидать места постоянных парковок. Но и это не помогло – смог как висел над городом, так и висит. Экологи подтверждают, что снижение количества автомобилей на дорогах почти не отразилось на качестве воздуха. Мехико – практически оплот использования твердого топлива для самых разных нужд на Аериканском континенте.
Вред от угольного бума не эфемерный. Сжигание твердого топлива в помещении особенно опасно тем, что создает твердые частицы, которые достаточно малы и свободно проникают глубоко в легкие человека и даже в его кровь, и организм такие частицы не отторгает. Накопление такого рода частиц в организме может вызывать воспаления, астму, низкий вес при рождении, детскую пневмонию, катаракту, болезни сердца и рак легких.
Плюс каждый год отопление углем и дровами приводит в больницы около тысячи пациентов по всему Кыргызстану с диагнозом «отравление углекислым газом». То есть это люди, которые угорели. Летальный исход, к сожалению, нередок, спасти врачи успевают далеко не всех.
Аллергические реакции как следствие ухудшения экологического фона – тоже отнюдь не мелочная проблема. На этот счет журналисты не единожды беседовали с заведующим отделением пульмонологии и аллергологии Национального центра кардиологии и терапии имени академика Миррахимова Талантом Сооронбаевым. «По данным официальной статистики, число зарегистрированных больных аллергическим ринитом составляет чуть более 5 тысяч на всю республику. Между тем, согласно результатам наших исследований, во всех регионах Кыргызстана настоящие цифры в десятки раз превышают указанные! Число больных только аллергическим ринитом может достигать ста тысяч. Наибольшее количество больных выявлено в Оше и Бишкеке. Мы все должны знать, что аллергический ринит, если его не лечить, во многих случаях переходит в бронхиальную астму. И при аллергическом рините, и при бронхиальной астме поражаются одни и те же участки дыхательных путей», - настаивает доктор.
Медики уверенно констатируют рост не только аллергий, но и заболеваний щитовидной железы, ЛОР-проблем, аллергических реакций и онкологических болезней у детей. Эти показатели увеличиваются ежегодно. Странно было бы утверждать, что грязный воздух и частицы сгоревшего твердого топлива, оседающие в легких, ту ни при чем.
По словам Гульбары Ишенапысовой, заместителя главного врача Центра профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора Чуйской области, наши дети заметно теряют здоровье. «Заболевания дыхательных путей у детей до 14 лет растут с каждым годом», - сказала она журналистам. Как-то дороговато нам обходится пренебрежение этим вопросом…
Что делать-то? – извечный вопрос… Как подсчитали участники энергетического форума теперь уже в Милане (он прошел в октябре минувшего года), более половины выбросов СО2 и вредных для здоровья твердых частиц попадает в воздух из-за отопления жилого фонда. Эксперты Миланского технического университета представили коллегам отчет: обновление систем отопления в 20 крупнейших городах мира могло бы сократить уровень вредных выбросов в воздухе в два раза. А если в одном «миллионнике» заменить 10% наиболее старых систем отопления, эффект был бы сопоставим с закрытием города для автомобилей на шесть недель.
«Решение проблем с состоянием окружающей среды зависит от способов хозяйствования и от отношения к природе», - настаивает Эмиль Шукуров.
Есть положительный пример в этой связи: самый чистый воздух специалисты констатируют в Швеции. За счет чего страна добивается таких результатов? По мнению ученых, чистота воздуха обеспечивается здесь в основном за счет системы центрального отопления (ТЭЦ работают на газе) и более жестких требований к общественному транспорту: многие автобусы в этой стране работают на этаноле и газе. Во всяком случае, есть определенный опыт, из которого можно сделать выводы. Хотя бы первично.
Подготовил Апас Зарипов