В результате заранее спланированного вооруженного акта агрессии Республики Таджикистан в отношении нашего государства 14-17 сентября 2022 года погибли 59, ранены 164 кыргызстанца. 136 тысяч жителей приграничных сел подверглись эвакуации. Нанесен колоссальный материальный ущерб, оцениваемый примерно в 1,5 млрд сомов.
Почему кыргызская власть не извлекла уроков из подобной ситуации в апреле-мае 2021 года? Чем данный конфликт отличается от всех предыдущих? И как будет развиваться ситуация? Об этом наша беседа с Уланбеком Джуманаевым, экспертом по международной безопасности, бывшим сотрудником ООН, проработавшим в Судане и Афганистане.
- Чем данная военная агрессия Таджикистана отличается от всех предыдущих?
- Этот конфликт вышел на новый виток, произошла милитаризация. В этот раз применялась тяжелая военная техника, такая как РПЗ (Реактивная система залпового огня). Мы видим: подключились народные ополчения со стороны Таджикистана. Произошло одновременное вторжение во всех направлениях. Это говорит о том, что нападение готовилось заранее и было тщательно спланированно.
Второй момент, со стороны Таджикистана участвовали гражданские лица в военной форме, но видно, что те лица, которые нападали, не являются частью регулярной армии Таджикистана. Возможно Рахмон захочет отмахнуться, что это не мои силы, а какие-то бандитские формирования, которые не подконтрольны ему. Таджикистан специально это делает, чтобы снять с себя ответственность.
- Почему Кыргызстан оказался не подготовленным?
- Наши спецслужбы прошляпили это военное нападение. Обратите внимание - одновременно по всей линии границы шло вторжение. Как такое может произойти случайно? Значит, была подготовка. Как государство могло прошляпить эту ситуацию? Значит, у нас полностью отсутствует разведка, нет ни агентов, ни аналитических центров, разведывательных ресурсов по изучению действий приграничных государств. У нас есть и ресурсы, и кадры для этого. Но вместо внешней разведки, ГКНБ занимается несвойственными ему делами. В последние два года ГКНБ только занято преследованиями активистов, кустуризацией, а глава ГКНБ то кикбоксеров награждает, то организует той для матерей-героинь, то отвечает за экономические проблемы. Этот человек занимался любыми делами, только не свойственными ему функциями. И этот урок, мы должны вынести.
- Почему после прошлогоднего нападения вновь повторилась эта ситуация?
- Кыргызстан допустил в прошлом году, после подобного конфликта, стратегические ошибки. Погибли 36 человек, 180 раненых и были большие разрушения инфраструктуры. Кыргызстан имел полное право наказать Таджикистан на основе международных норм и правил и выставить большую сумму для компенсации, репарации. Надо было тогда предъявить обвинения Таджикистану и заставить признать свои ошибки. Этого не было сделано. Наоборот мы вели себя как виновная сторона, сказали, что сами все восстановим. И после всего этого Садыр Жапаров ездил в Душанбе, встречался с Рахмоном. И в глазах Таджикистана мы выглядели как трусы и как слабая сторона. Этим они воспользовались и сами себя объявили победителями. А сейчас они решили демонстрировать силу и вести переговоры с позиции силы. Поэтому в этот раз нам необходимо требовать репарации.
- Общественность возмутил тот факт, что Садыр Жапаров, будучи президентом Кыргызстана и зная, что на его страну напал сосед, никак не заявил о нападении, а пил и ел с президентом Таджикистана, как будто ничего не происходит. Почему он так себя вел?
- Вопрос заключается в Садыре Жапарове самом. Дальнозоркий лидер использовал бы этот момент для демонстрации позиции Кыргызстана, и надо было поднимать вопос тут же, бить в колокола, осудить эту агрессию, и президенту нужно было демонстративно оставить это совещание в самом начале, хотя бы в начале следующего дня.
Это должны были порекомендовать сотрудники Совета Безопасности. Обычно это делается сильными политиками, сильными личностями. У нас в современной власти отсутствует эта черта - использовать моменты, использовать методы дипломатии и протокола. Садыр должен был использовать площадку ШОС, чтобы заявить громко, бить по столу и уйти оттуда. Почему он не сделал это - остается загадкой.
- С первого дня обсуждается вопрос – кому выгоден этот военный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном, и рассматриваются многие версии. Одна из них заинтересованность Кремля. А вы как думаете?
- Россия заинтересована, чтобы Центральная Азия оставалась в орбите её политических амбиций. До сегодняшнего дня это удавалось, так как мы члены ОДКБ. Государства Центральной Азии разобщены и все 30 лет независимости негласно находились под котролем Кремля. Сегодня мы наблюдаем, что политика центральноазиатских государств меняется и потихоньку отделяется от России. Последняя встреча лидеров ЦА в Чолпон-ате это показала. Они громко заявили, что пора центральноазиатским государствам объединяться и иметь свой вектор развития на основе общей культуры, религии и добрососедства. Это произошло на фоне войны в Украине. А последние события показывают, что Россия проигрывает войну и теряет Украину полностью. И чтобы удержать хотя бы контроль над Центральной Азией, Россия будет продолжать политику “разделяй и властвуй”.
На полях ШОС прошла двусторонняя встреча Путина и Садыра, на которой было акцентировано внимание на то, что Россией было выделено 600 млн долларов на разрешение приграничных конфликтов в Баткене. Для многих эта цифра стала новостью, для общественности эти цифры были недоступны. Мы только из уст Путина её услышали. Рождаются вопросы. Во-первых, никогда ранее Путин не озвучивал суммы финансовой помощи. Для чего он это сделал? Возможно таким образом он даёт сигнал политическим силам Кыргызстана – мы выделили деньги, а где эффект? Вероятно, что ещё разгорится политический дискурс в обществе Кыргызстана и недовольство, что может привести к каким-то волнениям, в результате которых вновь сменится власть, и придут к управлению пророссийские силы. И это совпадает с конфликтом.
- Нельзя не отметить и то, какие теплые отношения связывают Путина с Рахмоном. В то время как Садыр всё время “на задворках” российской политики.
- В прошлом году, когда произошел конфликт, Россия организовала военные учения в Челябинске и туда пригласила Эмомали Рахмона. Хотя там участвовали и силы Минобороны Кыргызстана, Путин демонстративно пригласил только Рахмона. И в последенее время мы видим, что между Путиным и Рахмоном существует тесная связь и дружеские отношения. Обращает на себя внимание и подача нападения Таджикистана на нас в российских СМИ, с агрессивным и недружелюбным тоном говорит о действиях Кыргызстана. Простыми словами они очерняют Кыргызстан.
Поэтому и напрашивается вывод в косвенной заинтересованности Кремля. Украину они потеряли безвозвратно, и это большой удар. Первонально планировали в ЕврАзЭс взять три кита – Россию, Беларусь и Украину. Украина должна была стать и большим краеугольным камнем в Таможенном Союзе, но Украина отошла от этого проекта, и началась аннексия Крыма, Донбасс и прочие события. Россия все делала для того, чтобы сохранить Украину в сфере своего влияния, но потеряла. Сейчас такая же картина наблюдается в Центральной Азии, которая выбирает свой путь. Это и строительство железной дороги, которая соединит Китай с Европой через Кыргызстан и Узбекистан. Этот проект для Кремля плохая новость. Россия будет делать всё, чтобы сохранить свое влияние в Центральной Азии, и как раз приграничные вопросы, Фергана являются удобным орудием для Кремля, чтобы поджечь ситуацию здесь и оставаться главным игроком.
- Существуют и внутриполитические факторы...
- Для Рахмона очень важен этот конфликт. Рахмон хочет одним камнем убить двух зайцев – показать силу и применить метод устрашения. Это мышление диктатора. Население Таджикистана видит, что процесс делимитации идет туго и что Кыргызстан не отпускает своих позиций, поэтому таджики хотят показать свою силу и выиграть в процессе делимитации. Второе, он хочет показать себя решительным лидером и поднять свой рейтинг в глазах народа.
- Как следует вести себя после этих событий, чтобы не усугублять ситуацию?
- Конфликт сейчас переживает фазу обострения, эмоции очень высокие. Важно в период фазы обострения не делать резких движений. Нужно успокоиться. Кыргызстан должен учиться на своих ошибках и идти вперед. Нам с Таджикистаном жить и дальше, поэтому я призвал бы все политические силы проявить выдержку. Сейчас популисты и “ястребы” начнут свою риторику, но они никакой пользы не принесут. Военная риторика, которую проявляли до этого Садыр Жапаров и Ташиев, в начале своего президентства, не допускается. Мы должны проявить дипломатичность и силу интеллекта, воли. Сейчас идет информационная война, и Кыргызстан должен выиграть в этой ситуации, проявив себя как цивилизованное государство. Необходимо наращивать информационную политику. Есть политики-популисты, которые выступают против открытия офиса “Азаттыка” в Оше. Это абсурд. Наоборот, надо приглашать зарубежные медиа, чтобы они открывали здесь свои представительства, освещали события и давали точную информацию для мирового сообщества. Тогда мы выиграем от этого. Информационная составляющая очень важна в 21 веке. Если Кыргызстан покажет себя цивилизованным государством, мировое сообщество будет нас поддерживать, и для нас это будет большой плюс.
- Как жить в условиях тлеющего конфликта?
- Есть вещи, которые Кыргызстан может контролировать, а есть те, которые не может. Мы не можем контролировать внешние факторы. Конфликт не решить одним днем. Он останется. Кыргызстан должен показать себя цивилизованным и сильным государством. Бряцание оружием не является показателем силы. Бряцание оружием это признак слабости государства в 21 веке. Поэтому Кыргызстан должен проявить выдержку. Не нужно отвечать военными методами, артиллерийским огнем. Это только на руку внешним игрокам, и есть риск, что конфликт перейдет в тотальную войну с соседним государством. Тотальная война никому не выгодна. Чем может закончится тотальная война? Гибелью населения в больших количествах с обоих сторон, и под давлением мирового сообщества сюда введут миротворческие силы ООН. А это недопустимо! Миротворческие силы ООН конфликт не решают, они замораживают его на несколько лет, а потом, когда силы ООН уходят, снова начинаются те же проблемы. И если мы рассмотрим опыт миротворческих сил ООН, только единичные случаи имели успех. В основном конфликт оставался. Поэтому и Кыргызстану, и Таджикистану нужно помнить, что военного решения не бывает. Но к сожалению Таджикистан проявляет свою агрессивную политику, и на неё надо отвечать адекватно, но переусердствовать, чтобы не перешло в тотальную войну.
Подготовила Лейла Саралаева