Как сделать ак-калпак модным?

12:59, 5 Марта 2015

Нужно неплохо ориентироваться в городе, чтобы найти дорогу в эту студию творчества и креатива. Несколько раз перейдя с одной стороны бульвара Дзержинского на другую, я замечаю молодых людей, которые сворачивают в переулок. Внимание привлекают головные уборы ярких цветов и необычной формы. Случайно или нет, студия «Туран» расположилась в мемориальном доме Аалы Токомбаева, народного писателя и поэта Кыргызской Республики, уважаемого творческого деятеля.

Рабочее место дизайнеров оформлено в минималистическом стиле, стены бежевых и серых тонов, несколько рабочих столов с большими компьютерными экранами и полки, где лежат образцы тех самых шляп.

Они выполнены в необычной технике, это смесь панамы и кыргызского национального ак-калпака. Каждая шляпа уникальна и выполнена в единственном экземпляре: двусторонние, войлочные, цельнокатаные без единого шва.

Идея создания такого головного убора принадлежит Искендеру Асаналиеву, молодому веб-дизайнеру, а также дизайнеру этнических украшений, одежды и обуви.

Искендеру получил образование в Турции, по специальности ТВ и радиокоммуникации, но влюбился в дизайн и продолжает работу в этой сфере 11 лет.

«Как-то мы с друзьями сидели в парке и рассуждали, почему молодежь не носит ак-калпаки. Пришли к выводу, что это просто не модно. Если углубиться в историю кыргызского калпака, то он видоизменялся, начиная с 50-ых годов. Решили взять за основу классические ак-калпаки и придать им новую форму» - сказал дизайнер.

Коллекцию нельзя назвать этнической, больше похоже на головной убор современного кочевника. Все же корнями идея создания шляпы упирается в историю.

«Мы ориентируемся именно на городскую молодежь, и на городских девушек. Зимой, как вы знаете холодно, они не носят головных уборов, и это хорошая альтернатива для них. Коллекция пока небольшая, но эксклюзивная», - продолжает дизайнер.

Шляпы универсальны, их может носить и модный парень, и его спутница. Разрабатывается дизайн, форма, потом создается специальная болванка из глины, затем форму переливают в гипс. Создатели уникальных шляп работают с поставщиками, они делают заготовку из войлока, дизайнерам заказывают расцветку. А затем мастерицы катают войлочную шляпу, без швов. Маленькими количествами шляпы отправляют в Турцию, Россию, Казахстан, а в перспективе создатели планируют ввозить их в Европу, Америку.

Шляпы выходят под брендом «Турана». Турана происходит от слова Туран, это территория, на которой когда-то жили предки кыргызов.

«Было и такое племя, «Саки Тиграхауды», в переводе это название означает «саки с головными уборами», они носили головные уборы из войлока. Войлок с давних времен используется тюркскими народами, сейчас среди народов Центральной Азии кыргызы владеют уникальными навыками работы с войлоком»,- говорит Искандер.

«Турана» - это не ателье, как многие могут предположить, а студия многопрофильного дизайна. Искендер осваивает все виды дизайна: графический, веб дизайн, информационная архитектура. Сейчас вот увлекся дизайном таких шляп. Но только шляпами Искендер не ограничивается, в его эскизах можно разглядеть уникальный дизайн мебели, обуви, одежды и украшений для мужчин и женщин.

Судя по отзывам, многим людям нравится его творчество. Есть и критики, из числа псевдопатриотов, которые обвиняют дизайнера в том, что он меняет изначальную форму калпака. Но дизайнер на критику парирует: «Мое творчество – это призма, через которую проходят традиционные вещи, украшения, одежда обувь и приобретают совершенно новый вид, адаптированный к городской культуре».

Бегимай Сатаева, фото автора и студии «Турана»  

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям