Экстрим пополам с гламуром: путешествие из Бишкека в Алматы

06:12, 13 Ноября 2014

В Казахстане я не была давно. Город Алматы изменился до полной и бесконечной неузнаваемости, где-то, безусловно, в лучшую сторону, а где-то – в худшую. Но обо всем по порядку.

Таможня дает добро

Вопреки ожиданиям, переход границы не вызвал никаких негативных ощущений. Персонал на границе (может быть, по причине малого скопления народу) был, скорее, дружелюбен. И очень вежлив. Как с нашей стороны, так и с казахской. Мне вообще не приходится нарываться на мелкочиновничье хамство и бытовой национализм, о таких вещах я только читаю в репортажах коллег по журналистскому цеху. Ужасаюсь, но Бог миловал, со мной лично никогда ничего подобного не происходило.

Казахский таможенник поинтересовался целью поездки. Услышав, что, кроме личных дел,  есть желание посмотреть город, погулять по достопримечательностям, магазинам, вздохнул: «Вам Бишкека мало для прогулок? У нас все очень дорого. Нормальные люди, наоборот, в Бишкек едут по магазинам гулять. А они – в Алматы. Ну, раз так хочется, гуляйте на здоровье. Удачи». И шлепнул в миграционные карточки вожделенные штампы.

Как только машина пересекла границу, стало заметно, что качество дорожного полотна стало гораздо выше. Ох уж эти кыргызстанские дороги, притча во языцех. Кольнула зависть. За державу обидно.

По части соблюдения правил дорожного движения на казахстанских дорогах тоже много лучше, чем у нас. Какими причинами обусловлена эта законопослушность казахских водителей, я не знала, но замечала ее еще при Союзе, в подростковом возрасте мотаясь в Алматы каждые школьные каникулы к родственникам. Поэтому казахский пешеход скорее жив, чем прав. Если человек ступил на проезжую часть, водители синхронно ударят по тормозам, даже когда пеший участник дорожного движения топает через дорогу в неположенном месте. О причинах такого вежливого поведения нам поведал первый же алмаатинский таксист. Штрафы настолько высоки, что зубы ломит. Не пропустил пешехода – заплатишь больше пятисот долларов (в пересчете на понятные всем единицы измерения). За езду в пьяном виде вообще на такую сумму оштрафуют, что без штанов останешься, не только без прав. И «развести на месте» куда сложнее, чем в привычном нам режиме. И при Союзе штрафы больше были, как ни странно. Так что положение вещей обязывает, ничего мистического в соблюдении правил дорожного движения нет.

Станция, которой нет

На въезде в Алматы встали в глухой пробке. Удивило большое количество старых автомобилей, которые по Бишкеку уже лет 5 не ходят. Всякие Ауди-80 и Мазды-626 выстраиваются рядами друг за другом, прорываясь в казахскую столицу. Зато почти все автомобили – с левым рулем. Алматы – город контрастов. Вечером по улицам на огромной скорости шуруют более дорогие автомобили, чем те, которые можно встретить в Бишкеке. А днем полно гремящих «раздолбаек» 1980 года выпуска, половина водителей которых «бомбит». На наши миленькие, современные машинки (пусть и с правым рулем) смотреть приятнее. На рухляди у нас почти не катаются, это было приятно констатировать.

С «бомбилами» вообще интересно. Чтобы проехать «на такси» (если не вызывать специальную службу), надо просто поднять руку на любой улице. Тут же тормозит какая-нибудь развалюха без намека на шашечки. Договоришься по цене – езжай. Никаких точек и стоянок, все на ходу. Живи я в Алматы, давно бы села за руль, потому что такси тут – дорого, даже если соотнести с прочими ценами. Свои колеса удобнее, выгоднее, даже с учетом пробок. Из чего я сделала вывод - самое дешевое такси в Бишкеке. Сфера услуг в нашем городе развита лучше, чем где бы это ни было, факт! В бочке меда отчетливо проступила ложка дегтя, дороги в Алматы настолько же лучше, чем в Бишкеке, насколько цены выше.

Автовокзал «Сайран» встретил дружелюбно. Попытки найти в магазинах и киосках рекомендованный интернет-друзьями путеводитель «Погуляй» провалились с треском. Продавцы с большим удивлением спрашивали, что это? Пришлось купить ту карту города, какая была в наличии. О ней – разговор особый. Пользуясь случаем, передаю большой привет ТОО «Е-Алем», которое сей шедевр отпечатало в апреле текущего года. И сообщаю уважаемым издателям, что станции метро «Тастак» у вас в Алматы нет, ее еще и близко не построили. На карту вы ее нанесли, я так думаю, из патриотических соображений, но напрасно. Или это карта, ориентированная на 2020 год? Так предупреждать надо гостей из прошлого отдельным заголовком. Канал Есентай через улицу Толе Би не проходит, хоть тресни. А станция метро на пересечении Жорокова-Абая находится совсем не там, где вы ее нарисовали. И это только маленький пятачок, после которого карта отправилась в мусорный бочок за профнепригодность. Могу себе представить, какие там еще имеются перлы.

Но недостоверная карта – это такая ерунда по сравнению с тем, что после решения всех деловых вопросов осталось около суток АБСОЛЮТНО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ для прогулок и достопримечательностей.

Метро как амбиция

Вообще Алматы – прекрасен. Некоторые казахстанцы называют шикарнейший проспект Аль-Фараби излишне пафосным, критикуют потрясающие, искрящиеся небоскребы, монументы и стелы, смеются над демонстрацией богатства обеспеченными алматинцами . Боюсь, что это от комплекса неполноценности. От зависти, одним словом. Хорошо, что эти проекты у нас в постсоветской Азии реализованы, эти замечательные здания и сооружения есть и радуют глаз, люди сыты и могут себе позволить сапоги за 600 долларов для прогулки по развлекательному центру.

По Аль-Фараби мы катались и гуляли с неким даже упоением. Красивейший архитектурный ансамбль, великолепный урбанистический вид, много интересного. В этой части города очень чисто, нарядно, деловито, одним словом, здОрово. Единственная действительно бестолковая штука в Алматы – это метро, которое строили лет 30. Соединяет оно всего 7 станций. Безумно дорогой проект в любом крупном городе мира окупается за несколько лет, поскольку является массовым общественным транспортом. В метро же Алматы ездят только туристы из Бишкека и приезжие из регионов, потому что оно ничего особо не соединяет и никакого удобства горожанам не дает. Как аттракцион – неразумно. Конечно, в проекте у городских властей довести метро до ума, построить несколько веток и развязок, охватить весь город. Но все чаще казахские журналисты пишут о том, что эта идея не будет исполнена. И так и останется метро Алматы элементом статуса. Небезопасным элементом, надо сказать. Поднимаясь на эскалаторе на станции Жибек-Жолы, мы своими глазами видели мощную трещину в своде. Выглядит она угрожающе.

Гламур в азиатском стиле

Город как бы разделен на «нижний» и «верхний». Нижний – для «простых людей», как пояснил таксист. Тут цены (и дома) пониже, кафе попроще, строения с советских времен. Тоже много хорошего, милых и интересных уголков, полезных для туристов и досуга вообще. Одно удручает. Когда-то тут было чисто и свежо. Сегодня – местами такая же захламленность, как в Бишкеке. Кое-где прямо не отличишь от родных помойных «достопримечательностей».

«Верхний город», напротив, сияет. В огромном, впечатляющем торгово-развлекательном центре Мега (таких гигантских мест отдыха в «верхнем городе» несколько) туристов не много. Зато много алматинцев с детьми, дорого одетых, обвешанных бриллиантами и мехами, высокомерных и вальяжных. На какой-то момент я даже на секунду пожалела, что не нарядилась в поездку «во все лучшее сразу». «Понты» - они заразительны. Плюс ситуации в том, что так обеспеченно живет не десять жен чиновников, а много алматинцев. Дай Бог им процветания. Впрочем, надо отметить не только брезгливое высокомерие, но и элементарную порядочность «нуворишей». Когда я ухитрилась забыть в дамской комнате сумочку со всеми деньгами и документами, мне ее вернули, отыскав через внимательную администрацию комплекса. Как раз в тот момент, когда я хватилась пропажи и схватилась в ужасе за голову.

Покупать в этом гигантском магазине-аттракционе вменяемому бишкекчанину действительно нечего, прав был таможенник. Выбор брендового барахла гигантский, больше, чем в Бишкеке, но цены значительно, втрое-вчетверо выше. Поездка в Европу на предмет прибарахлиться дешевле обойдется, чем шопинг в Алматы. Однако поглазеть и кофе выпить в маленьком кафе можно. Общепит в Алматы местами порадовал. Цены в «нижнем городе» вполне сравнимы с бишкекскими. В одном вполне приличном кафе на проспекте Райымбека шашлык был даже дешевле, и весьма вкусный. Фастфуд же дорог и невкусен катастрофически. И сервис у нас в Бишкеке лучше.

Скворечники и экстрим под занавес

Гуляя по ночному Алматы, удивляясь малолюдности сияющего центра, обнаружили СКВОРЕЧНИКИ. Давно ли такое мастерили юные бишкекчане на уроках труда? Увы, давно. А тут вот они, ждут жильцов. Добрые люди вывесили их на деревьях.

«Простые» алматинцы вообще сердечны, дружелюбны, любят свой город и уважают туристов. Во всяком случае, мы натолкнулись только на таких. Никакого пренебрежения к Бишкеку не проскользнуло в речах таксистов и мелких служащих. А ответа на свой вопрос: «Ну как вам Алматы?» ждут с таким видом, будто получают оценку за главный экзамен. Конечно, нам понравилось! С Алматы мы расстались, в целом довольные друг другом. И… нарвались на страшную метель на перевале Кордай. Семь часов медленного продвижения сквозь пургу с нулевой видимостью, с риском для жизни – и здравствуй, родной Кыргызстан. В гостях хорошо, а дома лучше.

Светлана Бегунова Фото Никиты Бегунова

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям