В этом году много круглых дат, некоторых из них мы по привычке называем юбилейными. Но 100-летие Уркуна язык не поворачивается назвать «юбилейной» датой или другим казенным чиновничьим словом. Дата стоит особняком. Ведь мы до сих пор не осознаем до конца, что на самом деле произошло сто лет назад и какие уроки мы должны извлечь из этих событий.
В советское время было негласное табу на тему Уркуна. Об этом предпочитали не говорить, была установка, что это восстание против царского режима – и точка. Дальше знать и копать не рекомендовалось.
Глава государства Алмазбек Атамбаев в своем указе «О 100-летии трагических событий 1916 года» тоже говорит о том, что «общество продолжает нуждаться в объективной исторической оценке причин и последствий произошедшего», потому что «белых пятен» в нашей современной истории хватает. И наш священный долг увековечить память погибших в 1916 году. Поэтому наш гость – эксперт по вопросам истории, автор и редактор исторического ресурса «1916» Назикбек Кыдырмышев.
- Назикбек, версий по поводу этих событий столетней давности достаточно много. По-вашему мнению, что имело место в 1916 году? Это было по-настоящему народно-освободительное движение или же больше классовая борьба с нежеланием идти воевать в защиту царского режима? Что значит слово «Уркун»?
- Начну с того, что слово «Уркун» переводится как «бегство», «паническое бегство», и это слово, несмотря на ряд возражений о том, что слово применяется только к животным, относится также и к людям. Само слово встречается у Махмуда Кашгари в его «Словаре тюркских наречий» еще в XI веке, где также говорится о людях. Почему же слово «беженец» может применяться в отношении людей, но само действие – то есть «бегство» считается постыдным?
Что касается версий, то мне кажется, там было все вышеперечисленное и даже больше. Другое дело, что разные группы делают акценты на различные факты, подтасовывая соответствующие выводы. Мне кажется, что можно понять желание сделать из событий 1916 года национально-освободительное движение – это воспитание патриотизма, умения пожертвовать собой во имя родной земли. Несомненно, это присутствовало в тех событиях. Но для меня важнее извлечь уроки, которые могут и должны воспитать, прежде всего, Человека. А Человек сам по себе будет хорошим гражданином и даже больше.
- Какие уроки, прежде всего, мы, должны извлечь из этих трагических событий?..
- Я думаю, что здесь речь идет об очень большой человеческой трагедии. И, соответственно, выводы должны идти в этом направлении: что каждый из нас сделал бы, если бы оказался в такой ситуации? Память о таких трагедиях не может быть идеологизированной или служить каким-то политическим целям. Масштаб падения человеческого в людях, обесценивание человеческой жизни, продажа детей за еду, людоедство…
Когда узнаешь, такие подробности начинаешь понимать, что из таких событий важнее находить примеры того, как в таких условиях люди сохраняли человечность. Поэтому следует делать упор на проявление человечности всех сторон конфликта. На то, как отдельные люди, разделенные стеной ненависти, спасали друг друга, на то, как делились едой.
События 1916 года раскрывают перед нами целый пласт проблем того кыргызского общества, которые привели к той трагедии – это вопросы международной политики, власти, отношений внутри общества, ценностей, морали и так далее. Все это есть осмысление событий столетней давности, все это – призрак, постоянно задающий нам вновь и вновь один вопрос о том пути, по которому мы следуем.
- Об этом предпочитают не говорить открыто. Но часть общества с некоторой тревогой смотрит на такой повышенный интерес к этим событиям, опасаясь проявлений каких-то негативных настроений и эмоций в обществе…
- Эти опасения имеют реальную почву. В исследованиях конфликтов важна деконструкция таких парных связей как «мы и они», когда конфликт рассматривается не с точки зрения двух сторон и противоборствующих мнений. Нужно находить другие принципы рассмотрения таких событий. И поиск человечности в том аду – один из методов сглаживания и извлечения уроков. И если вспомнить слова одного из узников концлагеря, который написал: «Если бог существует, то он должен попросить у меня прощения», то надо находить и тех людей, которые смогли сохранить Бога в себе даже в таких условиях. И, например еврейские интеллектуалы (к сожалению, не в самом Израиле) понимая это, отходят от темы геноцида, переходя к поиску человечности – отсюда и фильмы – «Список Шиндлера», «Пианист».
- В истории немало примеров, когда события минувших лет оказывали ощутимое влияние на современные отношения между государствами. До недавнего времени в России достаточно болезненно реагировали на любые упоминания про Уркун. Как вы считаете, все это может негативно повлиять на кыргызско-российские отношения?
- Думаю, нет, так как стороны уже высказали свои официальные точки зрения по этому вопросу. Мне кажется, что поднятие вопроса о геноциде со стороны царской России и требование извинений со стороны современной России – это не совсем то, что нужно нашему обществу. Признание геноцида – как показала практика – это обоюдоострое оружие. Оно не только ударяет по виновнику, но и по тому, кто добивается такого признания. Это, прежде всего тяжелая психологическая травма для самого общества, приводящая к самовиктимизации. Как видно из примеров Израиля, Армении, Югославии – признание себя жертвой зачастую ведет к враждебности ко всему миру, нетерпимости к чужим группам, стремлении к однородности общества (без чужих этнических групп). Комплекс жертвы всегда взывает к «восстановлению справедливости» и «недопущению в будущем» и поэтому оправдывает упреждающие удары по чужакам.
- Не могу не спросить про Мемориал, вокруг которого сегодня много вопросов. В итоге, где его собираются построить? Вообще как продвигается этот вопрос?
-Мемориал, посвященный 1916 году, планировали возвести на южных воротах Бишкека еще в 1990-х годах. В силу некоторых причин сделать это не получилось, и теперь решено возвести мемориал в Ата-Бейите. И это – один из показателей того, какие ценности доминируют в нашем обществе. Земля, которая была, по сути, обещана предкам под мемориал, отдана под увеселительные заведения. Несмотря на то, что сам президент назвал это манкуртизмом, вопрос с земельным участком на Южных воротах не решен.
Еще в планах мероприятий по проведению столетия 1916 года или года истории и культуры нет открытия сквера 1916 года, который был обещан, когда решился вопрос с мемориалом на Ата-Бейите.
Я думаю, что если не решить этот вопрос, то многие будут недовольны, и все усилия президента в проведении столетия событий 1916 года будут напрасными. Так как перенос мемориала с Южных ворот будут рассматривать не как дань памяти жертв, а как слабость всех нас.
Расспрашивал Алмаз Исманов
Автор картины: Данияр Жолдошбаев.
Из истории: Согласно историческим документам, события в Центральной Азии начались 4 июля 1916 года в Худжанде. Буквально через считанные дни восстание охватило весь регион с населением в 10 млн. человек, включая Кыргызстан. Считается, что формальным поводом для восстания стал царский указ от 25 июня того же года о принудительном привлечении на тыловые работы на фронте мужчин в возрасте от 19 до 43 лет из числа местного населения. 17 июля царская администрация вводит военное положение во всем Туркестанском округе. Против восставших были направлены войска численностью около 30 тысяч человек. Восстание было подавлено ближе к осени, а в январе 1917 года были подавлены последние очаги сопротивления в Закаспийском регионе. Насчет количества погибших цифры разнятся. От десятка тысяч до нескольких сотен тысяч местного населения. Среди погибших и несколько тысяч переселенцев из центральных районов царской России, которые были вырезаны восставшими. В 1917 году Временное правительство Керенского выплатило компенсацию семьям пострадавших из числа переселенцев на сумму свыше 11 млн. рублей – тогда это были колоссальные деньги. Жесткое подавление восстания и последовавшие за ним репрессии спровоцировали «Великий Исход» («Уркун»). В различных исторических источниках упоминаются разные данные. До полумиллиона кыргызов и казахов бежали в соседний Китай. Сколько из них смогли добраться до Поднебесной, неизвестно, потому что исход пришелся на холодные осенние дни, когда на горных перевалах уже лежал глубокий снег.
Справочно: Государственной дирекцией по подготовке и проведению Года культуры и истории разработан специальный план, по которому с января по июль должны построить Мемориал, посвященный трагическим событиям 1916 года; в течение года планируется создать Единую базу архивных документов по событиям 1916 года на основе исторических документов в архивах Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и России; в течение года также планируется издание исследований, монографий, воспоминаний и художественных произведений, посвященных этим событиям. В начале лета стартуетреставрация картин, написанных к 20-летию трагических событий в далеком 1936 году; с апреля по всей стране пройдет серия научно-практических конференций, посвященных историческим событиям 1916 года. В течение года запланированы научные мероприятия и за границей, кроме этого высшие учебные заведения, музеи и школы планируют собственныее конференции, круглые столы и выставки, посвященные 1916 году.