Туризм в период пандемии

01:14, 7 Июля 2020

В Кыргызстане разгар туристического сезона. Однако санатории, пансионаты и дома отдыха по всей стране пустые. Закрытие границ с марта остановило поток иностранных туристов в Кыргызстан. По прогнозам Министерства культуры и туризма, в 2020 году туристическую сферу ждет падение на 80 процентов, или полмиллиона долларов не поступит в бюджет в виде налогов. 

Но главная проблема - выживет ли туристическая сфера. С этой задачей предприниматели и туроператоры оставлены один на один. Государство пока никак не помогло труженикам этой сферы. Отечественные предприниматели в области туризма в этом году ориентируются на местного потребителя, в связи с чем снижают цены на свои услуги.

Жыргалан – умиротворение и покой

О шахтерском поселке Жыргалан наша газета пишет регулярно. 20 лет после развала Союза жители поселка жили в нищете и депрессии. Эмиль Ибаков шесть лет назад начал развивать здесь туризм, сначала зимний, а теперь и круглогодичный. Со временем несколько местных жителей подхватили его идею, и появилась Дестинация Жыргалан из одиннадцати гостевых домов. Сотни иностранных туристов каждый сезон посещают это отдаленное село, чтобы насладиться катанием на лыжах и сноубордах зимой, а также пройти пешим туром по красивейшим ущельям и горным хребтам весной, летом и осенью.

Эмиль Ибаков, учредитель Дестинации Жыргалан, рассказывает: «Жизнь поселка изменилась в лучшую сторону. Во-первых, люди начали возвращаться, оформлять свои дома, получать «Красные книги». Во-вторых, цены на недвижимость в разы поднялись, до миллиона - полутора миллионов сомов».

Пару лет назад гражданин Италии купил в Жыргалане старый домишко, переоборудовал и организовал гостевой дом «Беймарал». Этой зимой начали работать. Но из-за коронавируса хозяин-итальянец сейчас не может заехать в Кыргызстан. Он выкупил и второй дом, где планирует открыть ресторан.

Зимний сезон в Жыргалане прошел очень хорошо. Покататься на лыжах приезжали туристы со всех концов мира. Но в связи с введением карантина мартовские клиенты не приехали. А теперь стало известно, что из-за коронавируса все летние туры отменены.

«Коронавирус очень сильно изменил наши планы. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, мы переориентировались и решили развивать местный туризм. С этой целью на 40-50 процентов понизили цены на отдых, питание и кумысолечение по сравнению с прошлыми годами. Этим мы заинтересовали местных жителей, и вот люди начинают приезжать, пить кобылье молоко парное», - говорит Эмиль Ибаков.

Он приглашает кыргызстанцев посетить это прекрасное место:

- Жыргалан расположен на высокогорье, и у нас намного прохладнее, чем в Чуйской или Ошской области. По природно-климатическим условиям мы находимся в конце мая - начале июня по чуйским меркам. У нас есть еще целый месяц сезона, когда можно пить целебное кобылье молоко. У нас трава только-только начинает подниматься, она вообще не грубеет и не желтеет в течение всего лета. В этом главные особенности Жыргалана. У нас гостевые дома оснащены всеми удобствами - свет, тепло, хорошие номера с горячим душем, туалетом, и это на высоте 2350 метров. Редко где в Кыргызстане можно найти городские условия в горной местности. У нас хороший 4G интернет, мы подвели оптику «Кыргызтелекома» к нам домой. К нам, кстати, часто приезжают фрилансеры, которые пользуются интернет-услугами и живут у нас. То есть днем они ходят на треки, а вечером работают. Я приглашаю кыргызстанцев, у которых онлайн-работа, это шикарное место для удаленки, вы будете отдыхать и одновременно работать, так как скорость Интернета очень высокая и хорошая, - заключает Эмиль Ибаков.

Ошибки в развитии внутреннего туризма

Михаил Халитов, президент ассоциации «Горный кластер», считает, что в Кыргызстане пока не развит внутренний туризм.

«Внутренний туризм должен развиваться, как в плане конституционного права наших граждан на отдых. В советский период у нас целенаправленно занимались восстановлением здоровья трудящихся. Вот в этом была наша возможность. Необходимо разрешать вычеты различным хозяйствующим субъектам на компенсацию отдыха в пределах Кыргызской Республики своему коллективу. Такие протекционистские меры есть в Российской Федерации, в Казахстане, Беларуси. Если сотрудник какой-то организации отдыхает в пределах родной страны, то на каждого члена семьи идет компенсация, определенная сумма, причем независимо от того, являются ли остальные члены семьи сотрудниками этого предприятия или нет. То есть таким образом там стимулировали внутренний туризм. Мы этого не делаем у себя внутри страны. Хотя вот эту меру, которая есть в Казахстане, России, можно было распространить не только внутри своей страны, но и в пределах Евразийского Экономического Союза. Представьте себе: россияне к нам едут, и они там у себя получают компенсацию. Или наши едут отдыхать в Россию или Казахстан, и по приезде государство, предприятие разрешает им вынести на вычеты эти затраты. То есть таким образом мы бы взаимно поддерживали наши экономики, и деньги оставались бы в семье. Но мы даже на уровне своего государства такого решения до сих пор не приняли, хотя и Департамент туризма, и министр культуры об этом знают, знает и более высокое руководство. Вот на каждом мероприятии от имени нашей ассоциации озвучиваем эту идею. Но это в перспективе», - говорит Михаил Халитов.

По мнению Халитова, нужно позаботиться и о стандартах качества услуг, санитарного состояния инфраструктуры, для того чтобы сохранить потенциал.

«У нас туризм развивается стихийно. Турфирмы какие-то работают, гостиничный бизнес развивается, ресторанный бизнес, чуть-чуть культура, искусство и так далее. А остальное, все, что участвует в цепочке создания добавленной стоимости для туристов, нет. То есть авиация сама по себе развивается, дорожное строительство само по себе развивается, энергетика сама по себе. Мой любимый пример о том, как развивается у нас туризм: если вы ездили в Каракол по новой дороге Балыкчи – Корумду, то видели, какая это прекрасная, гладкая дорога. Как только село Корумду заканчивается, и новая дорога заканчивается. А через 300 метров поворот на группу пансионатов: «Охотный двор», «Синегория» и т.д. Можно же было эти 300 метров в проекте учесть? Ну, была бы дорога не сто километров, а сто километров и 300 метров. Что тут сложного? Зато люди бы доезжали с комфортом, это практически последняя группа пансионатов в Иссык-Кульском районе. Ведь можно было сделать 300 метров дороги! Этого не сделали. Вот показательный пример того, как мы развиваем туризм. Зато мы ездим по выставкам, пытаемся уговорить туристов приезжать к нам, а не ездить в другие страны. Зачем? За туристов нужно бороться, нужно быть конкурентными в сфере туризма. А мы? Посмотрите, какими методами у нас ведется конкуренция в сфере туризма. Это же ужас какой-то! То есть конкуренция на уровне «у кого брат-сват или родственник - прокурор» и так далее. Нет здоровой конкуренции! Или посмотрите, как у нас используются производственные мощности в сфере туризма: что такое 60 дней в году в пансионатах на Иссык-Куле? Что было сделано для того, чтобы они хотя бы работали 120 дней или 150? Ничего же не сделано. А вот тут нужно работать, нужно головой думать. Нужны совершенно другие подходы. Но это же не про них. Вот у них есть бюджет там на выставку, по заграницам поездить, потусоваться и так далее. Так мы и развиваем туризм. А чему удивляться, раз уж мы сами загнали себя в такую ситуацию, когда сфера оказалась не готовой к таким кризисным ситуациям», - заключает Михаил Халитов.

Нужна поддержка государства

Туристический бизнес сегодня, как никогда раньше, нуждается в поддержке государства. Однако ни один предприниматель из сферы туризма не почувствовали какую-то помощь или заботу от правительства.

Бизнесмены сегодня ждут, во-первых, налоговых послаблений, так как сфера практически не работала, наоборот, потеряла клиентов. Во-вторых, отсрочек от выплат банковских кредитов. Потому что, опять же, сфера не работала, платить не из чего.

Если не будет налоговых послаблений и банковских отсрочек сегодня, то завтра можно ставить жирный крест на всей сфере туризма, которую строили 30 лет.

Лейла Саралаева

Фото Абылая Саралаева

Данный материал поддержан в рамках проекта «COVID-19 - Медиа кол кабыш» Фонда «Сорос-Кыргызстан». Содержание данного материала является предметом ответственности редакции «Новые Лица» и не отражает точку зрения Фонда «Сорос-Кыргызстан». 

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям