Продюсер Фархад Бекманбетов: «Я верю, что в будущем кыргызское кино будет достойно представлено на мировой арене»

14:02, 19 Декабря 2014

Блистательная актриса Фаина Раневская в свое время остроумно заметила, что сняться в некачественном кино – это как плюнуть в вечность. Сегодня, когда кинотеатры практически забиты голливудской кинопродукцией, которая привлекает зрителей масштабностью съемок и оригинальными киноэффектами, что делать кыргызским кинопроизводителям? Стараться меняться или же жить воспоминаниям о «золотом» периоде кыргызского кино, пришедшем на 70-80 годы прошлого столетия? Понятно, что любое качественное развитие требует капитального вложения. В этой связи можно сказать, что определенный сдвиг произошел после шумной премьеры исторической драмы «Курманжан Датка», которую сейчас активно продвигают в шорт-лист Американской киноакадемии на соискание премии «Оскар» за лучший иностранный фильм. Важно отметить, что нашумевшая картина была снята на государственные деньги. О настоящем и будущем кыргызского кино мы решили поговорить с продюсером фильма «Курманжан Датка» Фархадом Бекманбетовым.

 

- Фархад, скажите, а чем для вас является кино?

- Кино – великое открытие человечества, которое несет огромные возможности. Кино заставляет нас задуматься о смысле жизни, увидеть, как зарождается жизнь и как она угасает, дает пищу для глубоких размышлений и в то же самое время дает возможность нам улыбнуться и смеяться до коликов, взглянув на себя со стороны. Это мир удивительных открытий.

 

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние кыргызского кино? Уместно ли сравнивать успех сегодняшних кинокартин с лучшими образцами «кыргызского киночуда», относящегося к советскому периоду?

 

- Невозможно, отрицая безусловный успех кинокартин «кыргызского чуда», понять саму суть кыргызкой культуры, да и мировой. Это наша история, это картины, которые внесли свой вклад в становление нашей современной культуры, да и нации. Разумеется, что с развитием технологий, экономики и изменений социального уклада людей меняется мировоззрение и в целом восприятие мира. Сейчас и время другое, и страна другая, и то, что волновало тогда людей, сегодня может показаться неактуальным. Но чувства, точнее удивительно прописанная гамма отношений между людьми, отраженная в этих кинокартинах, всегда будут востребованными, делая эти фильмы вечными шедеврами киноискусства.

 

Сегодня наступает переломный момент в возрождении кыргызского кино после длительного периода застоя, и сегодня кыргызское кино стремиться достичь еще больших успехов благодаря вливанию новых сил. Могу смело сказать, что у нас есть талантливые молодые режиссеры, операторы, актеры и актрисы, которые станут достойной сменой поколений и будут мостиком между этими периодами в развитии кыргызского кино. Не знаю, как другие, но лично я верю, что у кыргызского кино большое будущее, и придет время, когда оно громко заявит о себе на мировой арене. А чтобы достичь этой цели, мы делаем все возможное.

 

- Вы согласны с утверждением, что нынешнее кыргызское кино чересчур коммерческое?

 

- Здесь я с вами согласен, коммерческие фильмы сегодня доминируют в кинопроизводстве и прокате. Но я считаю, что лучше такое кино, чем совсем никакое. Ведь за последние двадцать лет, когда кинопроизводство лишилось поддержки государства, киностудии пришли в упадок, наши ведущие кинорежиссеры уехали работать в соседние страны, кинотеатры постепенно разрушались или же переформатировались. Другая часть работников кино, оставшаяся без работы на Родине, была вынуждена перебиваться случайными заработками. Ситуация была просто катастрофическая.

Эта волна коммерческого кино появилась не случайно, во многом ее сделали молодые патриоты, которым небезразлична была судьба кыргызского кинематографа. Конечно же не все, что они снимали, было качественным, но ведь с чего-то надо было начать. Постепенно, фильм за фильмом, улучшалось качество режиссерского замысла, актерской игры и операторской работы. Как говорится, дорогу осилит идущий. Эти коммерческие фильмы, создав целое направление в кыргызском кино, фактически восстановили кинопрокат в стране, которого не было, и выдвинули Кыргызстан в фавориты кинопроката по всей Центральной Азии. На мой взгляд, все это можно расценивать и как возрождение киноиндустрии у нас, и пробуждение интереса у людей к своему кино.

- Откровенно говоря, мы так и не стали свидетелями успеха наших доморощенных кинематогрфистов на международной арене. В основном, их фильмы демонстрируют в регионах. И когда их спрашиваешь о тех или других киноляпах, допущенных в их кинолетнах, у них стандартный ответ, что не хватило технических возможностей. Это так?

- Надо честно сказать, что этот период был очень сложным для всех сфер, в том числе и для киноиндустрии. Скажу вам прямо, я очень уважаю тех людей, кто в тот сложный во всех отношениях период как-то находил средства и пытался снимать кино, когда вокруг шло такое мощное переформатирование общественного сознания и менялись приоритеты. Кинопроизводство – сложный процесс и тяжелый труд, это не просто взять в руки камеру и мегафон и пойти снимать, как обычно показывают в клипах. И на плохой, и на хороший фильм затрачивается одинаковое количество сил. Что касается художественной составляющей этих картин, то многое зависит от творческого уровня самого режиссера. Но нельзя думать, что в тот период были сняты только некачественные фильмы, были яркие, как вспышки, премьеры.

- В продолжение вопроса, хочу сказать, что после просмотра многих наших фильмов складывается впечатление, что сценарий к ним пишут мимоходом. Есть ли у нас сценаристы? Кто вообще сегодня пишет сценарии к фильмам? Вы сами как продюсер удовлетворены качеством сегодняшних сценариев?

 - Вы правильно подметили, что в этой части фильмы сильно хромают и многие сценарии новых фильмов нуждаются в серьезной доработке. Сегодня их пишут сами же режиссеры или авторы фильмов. К сожалению, у нас нет специальных курсов по написанию киносценариев, никого и нигде этому не обучают. В действующих вузах, где есть какие-то специальности, связанные с кинопроизводством может быть и обучают написанию сценариев, но мы не знаем, на каком уровне идет обучение. Лично я считаю, что нужен отдельный факультет, где бы обучали будущих киносценаристов. Сегодня в кыргызском кино есть всего пара-тройка профессиональных киносценаристов, один из самых видных - Талип Ибраимов.

- Можете немного рассказать о своей роли в нашумевшей исторической кинодраме «Курманжан Датка»?

 

- В этом фильме я был продюсером. В мои функции входили поиск финансирования, организация съемок, составление договоров, в общем, много чего, что обычно остается за кадром, но без чего невозможно кинопроизводство.

- Надо сказать, что ваша кинокартина вызвала не только неподдельный интерес, но и волну критики. С какой критикой вы согласны, а с какой нет?

 

- Да, вы правы, критиков у нас хватает. Но я смотрю на эти вещи немного по-другому, на мой взгляд даже волна критики свидетельствует о том, что наш фильм никого не оставил равнодушным, каждый пытался найти что-то свое, и если не находил, критиковал. Это хорошо, что есть критическое мнение, а не пустая хвала. Если замечания дельные и критика конструктивная, то я считаю, нужно обратить на нее внимание. А что касается финансовой стороны фильма, когда ура-патриоты критиковали нас за потраченные деньги, ответом им можно привести реакцию зарубежных кинопроизводителей, которые не скрывали своего удивления, когда узнавали про бюджет фильма. Они не могли понять, как можно на такие деньги снять исторический фильм? Один голливудский критик вообще нам сказал, что на бюджет нашего фильма их продюсеры прожигают жизнь, попивая кофе в местных кафе.

- Я слышал, что на производство «Курманжан Датки» с трудом нашли средства в бюджете, в связи с чем и появились мнения, что лучше бы эти деньги потратили на выплату пенсий и пособий.

 

- Это неправильно! Такое отношение к искусству, культуре может нам дорого обойтись в будущем. Лицо любого государства формируется за счет его культуры, точнее, уровня ее развития и поддержки. За 20 лет государство никак не поддерживало кинопроизводство, и как ему развиваться в этих условиях? Для поднятия и развития национального самосознания в любом государстве важно поддерживать культуру. За эти годы столько денег ушло в песок, когда государство пыталось вложить их в другие сферы. Результат нашего труда – фильм «Курманжан Датка» – еще долго будут показывать и воспитывать на нем будущее поколение. Не должно быть никаких сомнений в том, что кино является важнейшим из искусств, влияющим на наше самосознание.

-Как вы думаете, будут еще такие фильмы как «Курманжан Датка»?

 

- В будущее мы смотрим оптимистично. Кинокартина «Курманжан Датка» задала высокую планку, которую мы теперь просто обязаны соблюдать, чтобы у нас и дальше появлялись еще лучшие кинофильмы. Если государство продолжит поддерживать молодых, талантливых кинорежиссеров, перспектива у нас отличная! Мы увидим еще лучшие кинокартины.

-Что необходимо сделать, что привлечь иностранных кинозрителей на наши фильмы?

- Сегодня мы получаем много предложений, где нас просят приехать и показать наш фильм «Курманжан Датку». Сама организация зарубежного проката требует определенных затрат и сил. Но мы стараемся понемногу переломить ситуацию. На наши кинопоказы за пределами страны приходят много наших соотечественников, которые там живут и работают, и для них эти встречи имеют особый смысл. Но для грамотной организации зарубежного кинопроката мы должны установить качественные и профессиональные отношения с иностранными прокатчиками. Для начала нам надо восстановить отечественный прокат, составить план и программу – и претворять их в жизнь.

Вопросы задавал Турат Бектенов. Фото из личного архива Фархада Бекманбетова 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям