О жизни, о живописи

09:50, 6 Марта

"У каждого свой ангел". Холст, масло. 2010 год.

Юбилейная персональная выставка заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, известного художника-монументалиста Джылдызбека Молдахматова стала большим событием для почитателей искусства. Выставка экспонируется в музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.

Среди живописных произведений мастера есть такие, которые затрагивают в общем контексте нашего искусства и социума весьма сложные проблемы не только искусства, но и самой действительности, а также своеобразную эпическую хронику человеческой жизни конкретного исторического времени: «1916. Исход», «Беженцы», «Не смерть, а жизнь», «Судьба».

"Судьба", холст, акрил. 2018 год.

Другие произведения мастера, в частности его монументально-декоративные работы, стали визитной карточкой нашего Бишкека, а также Оша, Нарына. Джылдызбек Молдахматов принял участие в создании комплекса монументально-декоративных работ в интерьерах и экстерьерах Ошского драматического театра, Нарынского музыкально-драматического театра, Кыргызского национального цирка, пансионата «Кыргызское взморье» на Иссык-Куле.

На юбилейной персональной выставке, приуроченной 70-летию Молдахматова, творчество художника-монументалиста предстало как акт фанатического трудолюбия, школа подлинного мастерства. Истоки лежат в семье, в художественной школе и художественном институте.

Джылдызбек Молдахматов - потомственный художник, сын известного художника театра, живописца Асанбека Молдахматова. Взгляды Джылдызбека Асанбековича на задачи и цели искусства сложились в основном в годы учебы в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). В дальнейшем, как показывает выставка художника, эти взгляды получили иное техническое «оснащение», но по сути остались неизменными. Ведь для того чтобы помочь человеку стать и остаться человеком, художник обязан говорить простым и ясным языком о достаточно сложных явлениях – женской красоте, счастье материнства, о силе духа, о гармоническом единстве повседневного и необычного, вдохновении: «Прощальный взгляд», «Джамиля», «Пробуждение», «Дитя и мать», «Лицедейство», «Вдохновение», «1916. Исход». В иных полотнах содержится некая «проповедь» совершенствования человеческих душ и человеческих отношений: «Слепой музыкант», «У каждого свой ангел». В работах «Эмоции», «Мой день», «Солнце в мастерской», «Врата.I», «Вдохновение», «Композиция» чувства и размышления художника выражены через общее эмоциональное «состояние» картины. Несомненно, глаз художника «думал», извлекая сущность из формы явления и его фабулы. Сами «размышления» художника в готовом виде не показаны. Они как бы вынесены за пределы картины и должны возникнуть у зрителя. Таким образом, возле произведений Молдахматова, как, впрочем, при восприятии любого явления большого и настоящего искусства, душа зрителя «обязана трудиться».

"Художник А. Бейшенов". Холст, масло. 2012 год.

Надолго запоминаются мастерски выполненные портреты «Кенжебай Дуйсенбиев», «Художник А. Бейшенов», «Джамиля», «Художник Роман Нудель».

"Художник Роман Нудель". Бумага, сангина. 1976 год.

Стоит отметить профессиональное оформление экспозиции выставки. У каждой работы на выставке есть свое место. Все продумано. Видно, что художник стремился к наиболее близкому душевному контакту со зрителем, желал до каждого донести свои идеи и душевные побуждения. И художнику это удалось. Несмотря на то, что выставка приурочена к 70-летию художника, ее не следует называть последовательно ретроспективной. Ибо она, скорее, представляет собой отдельные страницы творческой биографии, по которым все-таки можно составить цельное представление о мастере и его пути в искусстве.

"Прощальный взгляд". Холст, масло. 2003 год.

 И лучшим завершением нашего рассказа о выставке будут слова самого художника: «Выставка – это возможность показать то, что ты сделал в какой-то период своего творчества. Поэтому я взял на себя смелость самому высказаться о своей работе, о том, что меня волнует. Мне кажется, пока ты активно работаешь, постоянно что-то ищешь, не время подводить итоги, это сделают после тебя другие. А цифры в биографии художника – это просто метки определенного этапа твоей работы. Быть честным, любить свой труд, привносить в свои работы одухотворенность, человечность и поднимать общечеловеческие темы – этому учил мой педагог Гелий Коржев».

Елена ВОРОНИНА

 
© Новые лица, 2014–2019
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям