В мире дат

12:41, 18 Февраля 2015

Впервые я узнала о нем, будучи школьницей. Тогда у всех театралов не сходило с уст имя артиста Дмитрия Ложникова. В нем были та стать, то благородство и глубина, которые присущи трагическим героям пьес Шекспира.

Дмитрия не раз приглашали на телевидение, но он был не из тех людей, кто меняет жизнь в одночасье. Он работал в Русском драматическом театре, был ведущим артистом. Но пришло время перемен, и сегодня его уже знают, как журналиста, ведущего и шеф-редактора «Пятого канала».

 - Почему Вы ушли из театра?

 - Я пришел к пониманию, что мое место тут. Пока была возможность совмещать, я совмещал. Вообще, я всем говорю, что ушел из-за денег. Так проще объяснить. На телевидении зарплата вправду выше. Но все-таки есть и другие стороны. Место человека там, где он счастлив от процесса работы. Я бы не смог быть там, где много платят, но работать нужно через силу. На телевидении я счастлив от процесса. В театре тоже была радость, однако, другого порядка, сродни наркотической. Ну и другая причина, - в театре стало неуютно. И неуют этот не прекращается.

- Как Вы впервые попали на телевидение?

 - Я не хотел на телевидение. Год я работал на государственном радио в службе новостей. Меня там многому научили, заложили фундамент. Тогда многие говорили, что радио – это первая ступень, затем – телевидение. Все туда хотели, а я не хотел. Когда что-то становится слишком модным, для меня это перестает быть интересным. Но в итоге меня буквально затащили на телевидение (Улыбается). Посадили вести программу «Ала-Тоо» и я как-то втянулся. Я работал и журналистом, и ведущим, и выпускающим редактором. На «Пятом канале» я с момента основания. Пришел ведущим, теперь вот работаю шеф-редактором.

- Ваши пять заповедей шеф-редактора

- Не навреди, не спи, никогда никому не верь. Тютчев написал: «Мысль изреченная есть ложь». Все люди врут, иногда неосознанно, но врут. Стандартный принцип журналистики – перепроверять полученную информацию. Следующая заповедь – стараться не идти ни у кого на поводу. И пятая – не терять хладнокровия. Каждый выпуск новостей – это определенный форс-мажор. Но из любой ситуации есть выход – это точно. Главное делать своё дело и не делать чужого дела. Когда журналист приезжает на пожар, он не таскает ведра с водой. Он должен выполнять свою работу, какие чувства его бы не переполняли. Брать интервью, опрашивать очевидцев. Вообще, каждый человек должен заниматься своим делом, и тогда в мире все будет хорошо.

- Как создавалась Ваша авторская программа «Дата»? Расскажите о процессе: от идеи и до реализации.

- Идея появилась давно, лет 10 назад, просто тогда это невозможно было воплотить. Сейчас это тоже нереально, на самом деле, но все-таки удается. В первую очередь благодаря тем людям, которые здесь работают. Вот к примеру режиссер Иван Чижиков, который монтирует “Дату”, досконально изучил все наши видеоархивы, знает какие кадры и куда поставить. Без него не справился бы точно. Вообще программа «Дата» - это самый простой способ говорить об истории много и ненавязчиво. Это мой город, моя страна, моя Родина. Мне повезло, я встречал многих выдающихся людей, они делились воспоминаниями и, главное, своей любовью к городу и стране. Захотелось передать эту любовь как можно большему числу жителей. И не только любовь, но и гордость за свою страну и ее прошлое.

- Какие наблюдения Вы сделали, работая над историческим материалом?

- Сейчас историю разворачивают во все стороны. 25 назад развалили целую державу, произошло событие, которое заставило переписывать все учебники по истории. Переписали плохо, переписали по-разному, и теперь историю трактуют как хотят. История стала одним из политических орудий. И здесь радует только то, что наши деструктивные политики в большинстве своем малограмотные и не очень-то владеют этим инструментом. Сейчас люди думают такими понятиями, как белое и черное. Советское время очерняют, а современность .... ее и очернять не надо. Нельзя, к примеру говорить, что в советское время не уделялось внимания кыргызскому языку. Исхак Разаков ввел его школьную программу. А до него и Тыныстанов, и Поливанов работали над кыргызским языком. И эпос Манас издавали, потом исследовали, потом опять издавали. Так что не все однозначно в истории.

- Какая целевая аудитория программы?

- Я бы хотел, чтобы мою программу смотрело потерянное поколение, но смотрит ее скорее средняя интеллигенция, те кто и без того в курсе. Молодежь не знает, как строилось наше государство. К примеру, кто знает, что Токтогульскую ГЭС строили больше двадцати лет тысячи людей? И что эту данность надо ценить. Есть столпы, на которых держится страна. Если их не будет, то и страна рухнет. Уберут дорогу Бишкек-Ош, будет две страны. Очень мало людей понимают, какого труда стоило все это создавать. Хотелось бы, чтобы у людей нашей страны было как можно больше предметов для гордости: писатели, певцы, балет, кыргызское кино-чудо. Начинаешь копать и делаешь удивительные открытия. Кто знает, что в годы войны снимали фильм «Манас». Хотели пробудить идеологический подъем среди населения. Вложили немереное количество денег. Десятки предприятий работали, чтобы только создать декорации к фильму. Почему этот проект не был реализован, непонятно. Жоомарт Боконбаев работал над сценарием, но погиб в автомобильной катастрофе.

 - Что для Вас программа «Дата»?

- Мои герои даже снятся. Генерал Черняев снился, когда он брал приступом Ташкентскую крепость, эмоционально так объяснял, зачем он ее брал. Мне нравится изучать исторические портреты, доставать тайны. Ко мне со стороны историков могут быть претензии. Я к истории отношусь как новостник. Могут быть неточности, недоработки. Стараюсь чтобы они хотя бы оставались незаметны. Вообще многие вещи пропускаю через себя. Думаю, как бы я поступил в этой ситуации. Помните слова Соломона? «умножающий знание умножает печаль». Определенная моральная тяжесть копится, история все-таки “давит”. За неделю нужно подготовить 28 разных событий. Каждое проживаю. Вот к примеру Рафа Айдарбекова, первая женщина-хирург, а еще дочь выдающегося государственника Иманалы Айдарбекова. Но это он сейчас выдающийся, а тогда был врагом народа. И вот эта девушка, она же понимала, что ей все пути отрезаны. А тут война, и она идет на передовую оперировать. До Берлина дошла, около тысячи операций сделала под обстрелами. Вернулась живая и невредимая, с наградами. И вот мне снится, что она уже в возрасте заходит в автобус и ей никто места не уступает. Тогда я молодым людям рассказываю о ней, ну они сразу соскочили, усадили женщину. Очень символичный сон. Так что не все так плохо.

- Самая важная дата в новейшей истории для Вас?

- Сегодняшний день. Сегодня есть возможность сделать что-то полезное. Не надо для страны делать полезное, сделайте для себя и своих близких. Тогда и стране будет польза.

За время нашего интервью в кабинет заходили коллеги и дети (так прозвали практикантов). Со всеми Дмитрий Ложников был приветлив и прост в общении. За то время, пока они решали рабочие вопросы, я рассмотрела рабочее место. Стол, на котором не было ничего лишнего. Самая необходимая вещь – ежедневник. Под каждой датой были записи о событиях в истории. Не удержалась и задала личный вопрос.

- Ведомый ли Вы человек?

- Да, ведомый. Я к этому разумно подхожу. Все мы ведомы. Только надо понимать, куда нас ведут. Не надо мне говорить, что есть люди, которые плывут против течения. Те, кто плывет против течения, в итоге никуда не приплывает. Надо понимать, на какие силы ты работаешь. Есть те, кто готов платить мне больше, но я не хотел бы с ними работать. У всех людей есть свой заказчик. Это может быть заказ человека, или же заказ Бога. Я против совести ничего не делаю. Хотя есть у меня есть, как у любого человека, свои скелеты в шкафу. С ними надо что-то делать, как-то это исправлять и преодолевать.

Прощаясь, еще раз обратила внимание на книжный шкаф, забитый книгами, справочниками и энциклопедиями. Все о Кыргызстане. Сам герой интервью с сожалением признался – не все эти книги прочитал. Времени не хватает. И грустно улыбнулся.

Джамиля Дандыбаева 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям