Как устроена дистанционная система образования в Кыргызстане

09:53, 11 Ноября

В Кыргызстане, как и во многих странах мира, в период пандемии вся система образования переведена на дистанционную форму. Это первый опыт для кыргызстанских школ и вузов. О том, чего удалось добиться за пять месяцев и есть ли перспективы дистанционного образования в Кыргызстане, поговорим с непосредственными участниками этого процесса.

Онлайн-уроки и инструкции по скайпу

Надира Джусупбекова, заместитель министра образования, считает, что её ведомство сделало невозможное, чтобы претворить в жизнь новый формат образования.

«В первую очередь мы собрали команду методистов, команду лучших учителей и впервые в Кыргызстане начали снимать телевизионные уроки. Нам этот формат не был знаком, у нас не было такого опыта и требований, каким должен быть телевизионный урок. Все приходилось делать на ходу: и учиться, и разрабатывать, и создавать команду. Благодаря нашим педагогам и партнерам мы справились с этой задачей», - говорит Джусупбекова.

На фото: Надира Джусупбекова

Партнерами Минобразования выступили «Грин Лайт», Центр поддержки СМИ, Фонд Сороса Кыргызстан, Кыргызская ассоциация информатиков, Кыргызская академия образования. Сотрудниками этих организаций были разработаны и проведены 20 тренингов для учителей 2000 школ Кыргызстана, а также записаны более 1500 видеоуроков.

Таким образом, в короткие сроки пришлось пройти огромный путь к цифровизации образования.

«Первая линия - это видеоуроки. Второе - это электронные обучающие ресурсы. Все, что у нас было до этого в цифровом формате, мы собрали на одном портале «Окуу», плюс к этим обучающим ресурсам добавили электронные учебники и всевозможные мультимедийные комплексы. Третье - это обучение всех педагогов тому, как предоставлять обратную связь. Пришлось спешно разрабатывать инструкции, проводить вебинары о том, как использовать различные платформы. То есть мы буквально показывали всей стране и тут же сами учились», - делится замминистра образования.

В то же время каждая школа старалась мобилизовать собственные ресурсы.

«В начале и учителя, и дети, и родители - все были в замешательстве: как это будет, как это организовать, как правильно сделать, чтобы мы решили нашу проблему предоставления детям стандарта образования. Но все началось с расписания, мы его составили, а дальше начали менять программы в плане того, чтобы детям лучше было воспринимать учебный материал. Где-то блоками начали давать темы, где-то модулями», - говорит Аида Давлетова, директор школы-гимназии №63.

На фото: Школа-гимназия № 63.

Она характеризует онлайн-образование в своей гимназии как удовлетворительно-хорошее. 

В частных школах также возникли сложности.

По мнению Айбека Джолбунова, директора частной школы «Келечек», онлайн-образование включает в себя несколько компонентов: «В первую очередь это видеоконференц-связь, чтобы было чувство присутствия на уроке. То есть это организация самого процесса, обеспечение онлайн-платформой учителей и учеников. Также количество уроков, чтобы основные уроки были разбавлены уроками творческими, чтобы детям было нескучно, и они возмещали отсутствие социализации. Мы постарались все эти компоненты использовать в нашей школе».

На фото: Частная школа "Келечек"

Чему обучали учителей?

Большинство учителей в Кыргызстане - люди солидного возраста, которые до пандемии мало интересовались Интернетом и современными гаджетами. В связи с этим и возникли первые сложности.

Улан Мамбетакунов, вице-президент Академии образования, говорит: «Основные сложности были в использовании онлайн-платформ. Также были сложности в системе оценивания знаний учащихся. Плюс организация обратной связи. Поэтому в рамках наших тренингов мы показывали, какие онлайн-инструменты можно использовать учителям, чтобы не только оценить знания учеников, но и чтобы учитель мог сделать выводы, какие можно использовать нововведения, и заинтересовать учащихся обучением».

На фото: Улан Мамбетакунов

«Я преклоняюсь перед педагогами старшего поколения. Несмотря на трудности, за короткий срок они сделали все возможное, все, что от них зависит, чтобы овладеть новыми техническими навыками. Минобразования высылало инструкции и в вордовском формате, и в видео. Мы выслали всевозможные материалы, чтобы учителям было легче и почитать, и посмотреть, и друг друга обучить. И учителя потихоньку обучались. Из этого опыта я поняла: если учитель в этой профессии остался и не ушел, если любит детей, то он в любых ситуациях учится, меняется и начинает обучать. Как сейчас. Другого пути обучения нет, поэтому они все эти технологии осваивали», - подчеркнула замминистра образования Надира Сынташевна.

В школе-гимназии №63 педагогический состав на 50-60 процентов состоит из советских учителей преклонного возраста.

«Сейчас XXI век, и всемирная пандемия вынудила учителей меняться, обновляться, омолаживаться. У нас есть учитель Людмила Петровна Мироненко, ей 75 лет, но и она тоже перешла на новую систему дистанционного образования. Осваивает потихоньку, и это тоже положительно воздействует на ее здоровье. Потому что чем больше мы постигаем нового и современного, тем становимся здоровее. Учителя - скромный народ, у многих смартфоны и гаджеты отсутствовали, а получив отпускные, они обновили телефоны. Как могли, выходили из ситуации. Вначале было замешательство, а затем все привыкли, и все уроки проводятся. У кого-то лучше, у кого-то хуже, у кого-то прогрессивнее. Учителя все восприняли хорошо», - говорит директор Аида Давлетова.

На фото: Аида Давлетова.

О проблемах, с которыми столкнулась частная школа «Келечек», рассказывает ее директор Айбек Джолбунов: «В первую очередь это был психологический вызов. Ещё весной, когда только карантин объявили и стало ясно, что все школы должны перейти на онлайн-обучение, у многих учителей во многих школах началась паника. Мы не исключение. У нас такого опыта тоже не было, мы тоже с этим впервые сталкиваемся. Некоторые наши учителя признавались, что не смогут перестроиться, что скорее всего без работы останутся. Поэтому мы с коллегами решили, что в первую неделю проведем психологический тренинг. Задача была такая, чтобы учителя поверили, что они смогут это сделать. Мы целую неделю давали им маленькие и очень легкие тренинги. Очень легкие задачи: к примеру, скопировать что-то из одного файла в другой. Мы их поощряли за выполненные задания, тем самым у них появилась уверенность в себе, что они смогут это сделать. Только после того, как они были психологически подготовлены и были уверены в себе, мы провели двухнедельный тренинг и обучили использованию таких технологий, как Google Classroom, Zoom, edupage и так далее. Кроме того, обучали, как использовать на компьютере такие системы коммуникации, как WhatsApp web, telegram web».

Платформы

Когда пандемия только началась, учителя использовали много разных платформ и бросались из одной крайности в другую. Они осваивали от 10 до 20 программ и часто путались, не зная, на чем остановиться.

«Мы рекомендовали использовать одну-две программы, которые необходимо освоить и применять в учебном процессе. Это программы Classroom, WhatsApp, Telegram. И для проведения оценки знаний использовались программы Learning Apps, Onkine Test Pad», - говорит Улан Мамбетакунов.

В государственных школах очень популярен WhatsApp.

«WhatsApp - это самая демократичная платформа, потому что из ста процентов детей 30 процентов из среднеобеспеченных или малообеспеченных семей. У них нет возможности иметь такие крутые смартфоны, которые позволяют пользоваться Zoom-конференциями. И если мы будем использовать площадки только для высокого уровня преподавания онлайн, у нас какая-то часть детей из необеспеченных семей автоматически устраняется. И эти дети остаются без обучения. Поэтому в нашей школе платформа WhatsApp является очень активной, потому что мы хотим охватить всех наших детей нашим педагогическим вниманием», - говорит Аида Давлетова.

В частных школах проблем с гаджетами нет. Они даже могут позволить себе платную версию некоторых платформ.

«Мы изучали почти все технологии и пришли к следующему: Zoom - это одна из самых популярных и очень удобных платформ именно для образования. Помимо этого, мы используем и платную версию Zoom, так как детям, особенно младшего возраста, очень неудобно всякий раз подключаться к разным Zoom-конференциям и из каждого урока переходить на другую конференцию. Поэтому мы приобрели для каждого класса отдельную лицензионную версию. Что это дает? Утром учитель включает конференцию, и платная версия позволяет пользоваться этой конференцией в течение суток. То есть утром подключились, и дети в течение дня как будто в классе находятся. Учителя меняются, они заходят в конференцию, и тем самым нет надобности для ребенка или для родителей переключаться на каждый предмет. Мы разгрузили как детей, так и родителей», - говорит Айбек Джолбунов, директор школы «Келечек».

На фото: Айбек Джолбунов.

Есть ли перспективы у онлайн-школ?

«Дистанционное образование - это веяние времени, хотим мы или нет, но к этому идем, и оно будет активно внедряться и уже внедряется во все сферы нашей деятельности. А в школьном процессе назад пути уже нет. И даже когда выйдем снова в обычный режим, какие-то элементы для проведения обратной связи с учениками, для проведения каких-то интерактивных методик обучения дистанционное образование будет использоваться», - считает Улан Мамбетакунов.

По мнению замминистра образования Надиры Джусупбековой, дистанционный формат обучения очень хорош в определенных случаях.

«Если наши граждане находятся за границей и хотят получать образование в Кыргызской Республике, то это очень хороший формат, при наличии некоторых условий. Это Интернет, гаджеты и желание обучаться именно в Кыргызской Республике. Такой формат обучения хорош и для детей с ограниченными возможностями здоровья, или когда врачи говорят, что определенное время лучше находиться дома», - говорит Джусупбекова.

Директор Аида Давлетова считает, что опыт с дистанционным образованием дал огромный плюс в плане цифровизации.

«Давно говорилось об инклюзивном образовании нашим Министерством образования, а теперь оно потихоньку внедряется. Это очень удобный формат, когда ребенок вынужден оставаться дома, а мы даем ему полноценное образование через эту систему, к которой вынуждены были прийти. В дистанционном образовании очень много плюсов. Наша страна и наше образование все равно пошли вперед именно в смысле цифровизации образования», - говорит директор школы-гимназии № 63.

Подготовила Лейла Саралаева 

Фото Абылая Саралаева

© Новые лица, 2014–2020
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям