Ольга Солошенко: «С нынешними детьми не трудно. Трудно с родителями»

20:33, 11 Января

Директор столичного эколого-экономического лицея №65 Ольга Солошенко все время в движении. Дел у нее много: то проверка нагрянет, то нужна помощь учителям, то детям что-то понадобится, то беспокойные родители заглянут, то хозяйственные нужды заявят о себе. Телефон звонит почти непрерывно. Время для разговора с журналистами пришлось выкраивать между двумя важными встречами, на бегу.

Своей целью администрация лицея объявила «развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой, экологически и экономически грамотной личности, способной к творчеству и самоопределению». В 2006 году школа вошла во всемирную сеть SPARE – школьный проект по сохранению энергии. 

Ежегодно ученики лицея успешно выступают в городских олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах городского и республиканского масштаба. Высокие достижения учащихся лицея – это однозначно результат работы высококвалифицированного творческого педагогического коллектива и организации образовательного и воспитательного процесса. 

Атмосфера в лицее и впрямь экологичная. Здесь любят детей, ориентируются на их потребности, и это чувствуется с самых первых минут. Кабинет директора мог бы получить приз в номинации «самый скромный офис в Бишкеке». Ольга Солошенко располагается за компьютером. Разговор то и дело прерывается телефонными звонками.

- Ольга Владимировна, как Вы пришли в профессию?

- Мне кажется, я уже родилась с этим желанием. Все детство хотела быть учителем. Забор у нас был увешан черными автомобильными ковриками – это были мои «доски». Там я писала мелом, «обучала» кукол, «проверяла тетради». И ведь не лень было за каждую игрушку «домашнее задание» делать. А как моя первая учительница считала тетрадки – знаете, на весу, аккуратными пальчиками. Я смотрела, и сердце сжималось – как я хотела вот так считать тетради!

Потом я, конечно, поняла, что профессия «учитель» немного не про это. Не про подсчет тетрадок. Но любовь к делу жизни так никуда и не делась, сколько бы трудностей на мою долю ни выпало.

- Что Вы преподавали до того, как взяли на себя директорскую ношу?

- 26 лет вела начальные классы. Честно говоря, очень скучаю за этим делом. Но кто-то должен тащить на себе административную и управленческую работу, что сделаешь.

- Это очень нелегко?

- А что же тут легкого? Директор – амортизатор между учителями, родителями и чиновниками. С трех сторон только и успевай решать возникающие проблемы. С другой стороны, когда видишь успехи учеников или явный рост учителей, это вдохновляет больше, чем любые свои победы.

- 26 лет, зацепив краешком еще советское время, Вы принимали новых малышей в самый первый класс. Как изменились детки за годы независимости?

- Детки-то? Детки те же самые. Они все такие же открытые, у них все так же горят глаза, они все так же смотрят на учителя, как на бога. У них ведь в этом возрасте начинается один из этапов сепарации от родителей, они впускают в свою жизнь еще одного взрослого, который поведет их за руку дальше. Это – учитель. Важнейший момент в жизни. Дети-то все те же, родители изменились. С нынешними детьми не трудно. Трудно с родителями.

- Какими они были, какими стали?

- Первое поколение родителей, которых я видела, было воспитано в СССР. Для них авторитет учителя был непререкаемым. Можно сказать, что с ними было довольно просто. Но и родители, и учителя того времени побросали все, схватили баулы и поехали за товаром в Китай и Турцию, чтобы торговать и как-то содержать семью. Мы все потеряли почву под ногами, школы работали «как-нибудь», и дети эти выросли «как-нибудь». Они слишком много недополучили. И вот на рубеже веков уже они стали родителями, которые привели в школу своих малышей. Это поколение родителей было очень требовательным. Они хотели получить все вместе со своими детьми: заботу, интерес, перспективы и уверенность – все, чего недобрали в детстве. Конечно, с ними было непросто.

А потом им на смену появились новые типажи – поборники справедливости и борцы за свои интересы. Учитель для них уже – не авторитет, а обслуживающий персонал, который надо прижать к ногтю, уличить и «построить». Своих детей они воспринимают, как будущих звезд и бесконечно одаренных вундеркиндов. А дети-то разные, как и всегда, одни более талантливы, другие – менее, каждого надо поддержать, развить. Но назначить каждого чемпионом возможности нет. Вот с этими родителями наиболее трудно.

Плюс в нашу жизнь, как стихия, ворвались новые средства коммуникации. Особенно такое изобретение, как WhatsApp, я бы не постеснялась сравнить с пробудившимся древним богом хаоса, это из мультфильма. Во-первых, нынешние родители очень агрессивно требуют к себе внимания. Во-вторых, не всегда понимают, как себя вести, и не всегда считаются с тем, что они не одни в классе и вообще не являются центром Вселенной. И это все на фоне массовых коммуникаций и доступа к любому контакту. Один уставший и поимевший на работе неприятности родитель, дорвавшись вечером до чата, может завести весь класс, и потом эта субстанция будет бурлить еще очень долго. В 7 случаях из 10 на пустом месте. Но это реалии, с каждым поколением появляются новые проблемы, решаются старые, все это жизнь, и ничего страшного во всем этом нет.

- Что будет дальше, как думаете?

- Я думаю, им на смену придет прагматичное поколение родителей. Они будут ориентированы на результат и на закон. Мне так кажется.

- А новые учителя – они какие? Очень много раз слышала от руководителей учебных заведений о низком уровне нынешних выпускников педагогических вузов…

- Я тут войду в диссонанс с мнением большинства. Я очень и очень довольна ребятами, которые после вузов пришли к нам в последние годы. Они талантливые, они подают надежды, они имеют доступ к информации (я об Интернете) и умеют ею пользоваться. Из них выйдут настоящие учителя!

- Действительно вошли в диссонанс. А в чем секрет, почему у всех новички слабые, а у вас крутые? Где вы их берете?

- Там, где и все, дело не в этом. Понимаете, я же учитель начальных классов. Я вижу в новых людях потенциал, и на новых учителей смотрю, как на первоклассников. Другие руководители школ, возможно, привыкли к старшеклассникам, и потому и от новых коллег ждут, что они уже ко многому готовы. А я сразу жду сырой материал, если позволительно так выразиться. Все зависит от ожиданий.

Многое определяется и тем, как директор поддержит новичка. Я, например, собираю родителей, представляю им новых учителей, даю им хорошую характеристику, рассказываю об их успехах в учебе в институте, говорю, что мы тщательно отслеживали и выбирали. Предупреждаю о том, что у них пока нет опыта и им нужна наша общая помощь. Отношение сразу меняется, а это полдела. Затюкать новичка, чтобы он сбежал, родители теоретически могут за полгода.

И потом я стараюсь во всем молодых коллег поддерживать и смотреть, куда и как они развиваются. Конечно, бывает и так, что в школу попадают случайные люди. Но они быстро уходят, не задерживаются. А те, что остаются, – они уже наши.

- Как ваша школа решает финансовые проблемы, которые не покрывает государство?

- Честно? Львиная доля «прочих расходов» – на плечах родителей. У нас, как и во всех школах, есть соответствующий фонд, средства в который добровольно вносят родители, и они же контролируют их расход. Вот так и решаем.

- А спонсоры из сферы бизнеса есть?

- Будут, думаю. Понятие «социальная ответственность» уже начало формироваться у бизнеса. Но пока это единичные случаи.

- Как Вы думаете, каковы основные проблемы с методиками преподавания стоят перед школами Кыргызстана сегодня?

- Дети сейчас пользоваться гаджетами и всемирной паутиной учатся раньше, чем говорить. Их мир уже другой, не тот, что у нас. Весь земной шар легко помещается в любой смартфон. Новые методики этот момент учитывают. Пока не так хорошо, как хотелось бы, но учитывают. Но! Между методикой и ребенком есть методист и учитель. И тот, и другой росли и развивались в других условиях. Вот тут система начинает пробуксовывать. Однако я уверена, что это временное явление, переходный период, который мы переживем, осмыслим и двинемся дальше.

- Что пожелаете нашим читателям в канун Нового года?

- Здоровья пожелаю, физического и нравственного. Хороших учителей в жизни и процветания!

Беседовала Светлана Бегунова

© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям