На фото: Президент Жээнбеков с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером
Президент Кыргызстана может составить конкуренцию другим лидерам Центральной Азии на политической арене, выступив в роли нового регионального арбитра и обретя имидж международно признанного миротворца, если… Вот насчет пресловутого «если» мы и поговорим.
Когда престиж и имидж дороже денег
Не секрет, что за возможность доминирования в ЦА традиционно соперничают два государства – Узбекистан и Казахстан. В том числе в сфере своего признания международным сообществом в качестве ключевых центров силы, имеющих влияние на глобальные процессы. Так вот, одним из инструментов такого влияния официальные Ташкент и Астана считают позиционирование своих столиц как важных дипломатических площадок для проведения крупных и широко освещаемых в СМИ совещаний с целью примирения различных конфликтующих сторон. Улаживание взрывоопасных конфликтов, угрожающих рисков и вызовов, к которым приковано внимание всего мира, автоматически поднимает рейтинги РУз и РК как стратегически важных геополитических игроков. А в итоге этого формируется максимально благоприятный имидж для государства-инициатора переговорного процесса и статус страны-миротворца на самом высоком уровне, включая ООН, с чьим авторитетным мнением теперь следует считаться. Попутно и заслуженно - перспективы увеличения щедрых инвестиций со стороны международного капитала, финансовых структур, которые расчетливо вкладываются лишь в стабильные страны, плюс прочие политико-экономические дивиденды.
Вот и наш С. Жээнбеков мог бы шире заявить о себе, не замыкаясь на решении чисто местных задач, а потихоньку переключаясь на более значимые темы, показав свой потенциал. И пробный шаг, в принципе, уже сделан – в ходе своего первого зарубежного турне в Европу Сооронбая Шариповича радушно привечали Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, председатель Европарламента Антонио Таяни, главы Европейского совета Дональд Туск и Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, управляющий директор ЕБРР по России и Центральной Азии Наталья Ханженкова, другие лица.
По мнению политолога Марса Сариева, визит в Брюссель говорит о том, что «Кыргызстан находится в фокусе внимания Евросоюза», где надеются, что «наша республика станет генератором изменений в Центральной Азии в вопросах демократии и защиты прав человека».
Но Жээнбекову необходимо развивать этот первоначальный успех! И вот здесь его миротворческие инициативы могут быть очень позитивно восприняты всем международным сообществом, не только в Старом или Новом свете, но и в многомиллиардном массиве Азии и Востока…
Чтобы зарыть в землю томагавки войны…
Между тем соседи не дремлют. К примеру, в конце марта Шавкат Мирзиёев провел в Ташкенте (впервые на территории РУз за последние 19 лет) конференцию высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». Масштабный форум стал логическим продолжением предпринимаемых ООН усилий по обеспечению мира и стабильности в ИРА и потому получил весьма лестные оценки. В том числе со стороны той же Федерики Могерини из ЕС, глав внешнеполитических ведомств Китая, России, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Турции, Индии, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, ОАЭ, а также членов ШОС и СНГ.
Мирзиёев заявил о готовности Ташкента и далее выступать посредником в переговорах между радикальным движением «Талибан» и Кабулом, предоставив платформу для их прямого диалога.
Достижения Нурсултана Назарбаева на ниве миротворчества еще более внушительны!
Еще в 90-х годах глава Казахстана сумел закрыть ядерный полигон в Семипалатинске, а позже добиться сворачивания работы такого же смертельно опасного китайского объекта в синьцзянском Лоб-Норе, откуда зараженные ветры отравляли всю Среднюю Азию, Монголию и Кашмир. Создан проект «АТОМ» и манифест «Мир. XXI век», в котором президент РК предложил свою стратегию борьбы с вирусом войн и конфликтов.
За четверть века Акордой внесен практический вклад в разрешение ситуации вокруг иранской ядерной программы; на I саммите СВМДА были затушены искры разгоравшегося противостояния двух непримиримых держав – Индии и Пакистана; разработаны механизмы нормализации обстановки на востоке Украины после витка кровопролития в Донбассе; запущен процесс по снижению накала гражданской войны в Сирии путем проведения в Астане серии переговоров представителей официального Дамаска и вооруженной оппозиции, ставших предтечей встреч в Женеве в рамках Нормандской четверки.
Елбасы пришлось выступать и посредником в урегулировании драматического кризиса между Анкарой и Москвой. Он вспыхнул, когда ВВС Турции сбили российский Су-24, возвращавшийся на базу после бомбежки позиций террористов в той же Сирии. Тогда развернулась настоящая межгосударственная информационная война, натиск экономических и политических санкций, но благодаря личному посредничеству и уговорам Назарбаева, включая подключение конфиденциальных дипломатических каналов, спустя семь месяцев конфронтации Эрдоган и Путин все же пожали друг другу руки, зарыв в землю томагавки войны.
В результате всех этих усилий еще в 2010 году команда Назарбаева добилась председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Готовясь к этой миссии в рамках ОБСЕ, казахские дипломаты сразу взяли курс на сосредоточение усилий стран-участниц по урегулированию «замороженных» конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии и на Балканах.
А в июне 2016 года Казахстан был избран членом Совета Безопасности ООН. Таким образом, республика вошла в клуб 15 самых весомых стран, на которых возложена миссия по обеспечению глобальной безопасности. В январе же 2018-го эта республика стала уже председательствовать в Совбезе, где рассматривались такие актуальные темы, как положение в Палестине, Ливии, Конго, ЦАР, Дарфуре, Западной Африке и Сахеле, Южном Судане, Мали, Сомали, Кипре и Колумбии. С трибуны ООН озвучено обращение Н. Назарбаева, вошедшее в историю как «Концептуальное видение Казахстана по упрочению глобального партнерства для построения безопасного, справедливого и процветающего мира».
Конец формы
В Бишкеке мирили самых разных противников
Интересно, что Сооронбай Жээнбеков в стремлении зарекомендовать себя миротворцем и тем самым упрочить свое положение в глазах как восточных, так и западных партнеров может взять за образец не только действия соседей по региону, но и тот базовый опыт, который накоплен в самом Кыргызстане!
К примеру, наша страна сыграла свою значимую роль в деле прекращения огня в Нагорном Карабахе (регион Закавказья, издавна оспариваемый Арменией и Азербайджаном), когда 5 мая 1994 года на встрече парламентариев стран СНГ был подписан Бишкекский протокол. «Документ имел важное значение в борьбе за общественное мнение. Это была «грунтовка» для первого эскиза картины будущего перемирия», - отмечает один из активных участников тех событий, российский дипломат Владимир Казимиров.
А три года спустя на бишкекской площадке состоялись переговоры президента Таджикистана Эмомали Рахмона с лидером Объединенной таджикской оппозиции Саидом Абдулло Нури. Мятежные отряды ОТО вели в ту пору ожесточенные бои с правительственными силами, часто прибегали к диверсиям и убийствам. Гражданская война в соседней республике была, пожалуй, одной из самых кровопролитных в СНГ – около 100 тысяч погибших, свыше миллиона беженцев, ущерб более 10 млрд долларов.
О критичности тогдашней обстановки можно судить хотя бы по тому факту, что за пару недель до визита в Бишкек – 30 апреля 1997 года - на Рахмона было совершено покушение в Ленинабаде (ныне – это Худжанд, центр Согдийской области у границ с Баткенской областью КР). Прямо в центре города, на площади возле драмтеатра, неизвестный кинул в президента ручную гранату, в ответ телохранители Рахмона открыли огонь по толпе, в результате два человека были убиты и свыше 80 ранены. Поэтому в госрезиденции «Ала-Арча» глава Таджикистана появился прихрамывающим – сказывалось осколочное ранение в ногу…
Неприязнь между Рахмоном и лидером ОТО была такой, что они даже отказались ужинать за одним столом, президенту Аскару Акаеву пришлось их уговаривать два часа, прежде чем они все-таки сели за единый достархан и надломили общую лепешку!
Как бы там ни было, спустя пять дней мучительно трудных переговоров стороны пришли к важным компромиссам при посредничестве кыргызского руководства и других участников из Контактной группы. Подписаны не просто Общая бишкекская декларация о мире, но и ключевой документ - Протокол по политическим вопросам, в котором были согласованы основные моменты послевоенного устройства, включая реинтеграцию членов ОТО во властные структуры. Поэтому эксперты считают переговоры в нашей столице решающим элементом многораундовой серии встреч по межтаджикскому примирению, которые проходили на территории Афганистана, Пакистана, Ирана, Туркмении, Казахстана и России.
Шаг через межу вражды и борозды раздора
Стодневка президентства Сооронбая Жээнбекова позади. Кто он и чего от него ожидать – это для общественности Кыргызстана уже более-менее понятно.
Однако для внешней аудитории, для экспертного сообщества за пределами страны он еще малоизвестен. Жээнбеков остается пока «темной лошадкой» для сверхдержав, крупных международных институтов и фондов, военно-политических блоков и финансово-экономических альянсов. Поэтому сейчас к главе КР геополитические драйверы приглядываются, решая, как выстраивать с ним отношения, насколько он весом и авторитетен в Центральной Азии, как поведет себя в той или иной кризисной ситуации и способен ли будет предложить свои варианты разруливания острых вопросов. А ситуаций подобных в мире масса, в том числе таковых, где у Жээнбекова как раз таки появляется возможность проявить себя, инициировав ряд практических шагов в области миротворческой дипломатии. Это наверняка оценят в международном конгломерате, что закономерно повысит ставки президента КР.
Азиз Карашев.
Фото Султана Досаливеа