Без бумажки – ты букашка, а с бумажкой – человек!

11:07, 7 Февраля 2020

На дворе 2020 год, а эти строчки из популярной песенки бюрократа, написанной аж в 1931 году, не потеряли своей актуальности и сегодня. Там есть и другие слова: «Ни родиться, ни учиться, ни трудиться, ни жениться, ни болеть, ни хорониться. Без бумажки не годится! В жизни главное – бумажка, береги ее весь век. Без бумажки – ты букашка, а с бумажкой – человек!» Уже и страны нет такой, как Советский Союз, а правила, когда-то введенные по контролю перемещения и прописки граждан, остаются в силе. Без справки домкома или квартального невозможно зарегистрироваться в коммунальных службах. Без этой всесильной бумажки биометрическая ID карта тоже малоэффективна, мягко говоря. Институт прописки в нынешних условиях изжил себя. Паспорт невозможно получить без прописки, а прописку не получишь без паспорта. Замкнутый круг, а по факту десятки тысяч неучтенных граждан.

Судите сами: по данным Национального статистического комитета КР, численность постоянного населения Бишкека с 2016 по 2018 год выросла с 958 тысяч до 1 002 146 человек! В Департаменте регистрации населения и актов гражданского состояния ГРС КР с 2015 по 2018 год другие данные: по месту жительства зарегистрированы 412 тысяч 778 человек, по месту пребывания (у кого временный регистрационный талон) 6 тысяч 812 граждан. Таким образом, на апрель 2018 года в столице проживало всего чуть более 419 тысяч человек. Остальные словно невидимки. В различных отчетах и других документах их чаще всего обозначают как «внутренних мигрантов», «приезжих», «сельских» и так далее. Список можно продолжить. Все эти определения автоматически относят их в потенциальную «чужую» группу граждан, к ним начинают относиться как к внешним мигрантам. Несмотря на то, что по всем основным документам они являются гражданами Кыргызской Республики, а все проблемы у них из-за отсутствия прописки.

Внутренняя миграция уже давно упорядочилась, и для такой компактной страны, как наша, можно применять другие, более эффективные, меры для учета перемещения граждан. Существующая система только способствует бюрократизации процесса и многочисленным проявлениям коррупции почти на каждом этапе оформления необходимых документов.

Поэтому инициатива депутата Жогорку Кенеша Исхака Пирматова по внесению изменений в законы «О внутренней миграции», Гражданский кодекс и Кодекс об административной ответственности по обеспечению «равного доступа кыргызстанцев к регистрационному учету и уходу от института прописки» может вывести большую армию граждан из тени.

По словам депутата Пирматова, из-за отсутствия прописки около одного миллиона наших граждан не могут воспользоваться своими конституционными правами. «У них проблемы с доступом к базовым медицинским услугам в поликлиниках, с устройством детей в школы. По данным наших органов статистики, в Бишкеке проживает более одного миллиона жителей, а «Инфоком» с «Тазалыком» говорят про 441 тысячу человек. Разница, как видите, налицо. В Оше аналогичная ситуация. Фактически все данные сегодня собираются со слов домкомов и квартальных. Домком дает одни данные, а в реальности там проживает другое количество людей. В результате правительство, опираясь на эти неточные данные, разрабатывает различные государственные программы, которые не учитывают реальное количество проживающих в населенных пунктах. К примеру, есть случаи, когда строят новую школу, рассчитанную на 500 учеников, а по факту там учатся всего 200 учеников. Когда в других школах в классах по 40-50 детей. Молодые женщины с детьми, нуждающиеся в социальной помощи, не могут ею воспользоваться из-за отсутствия прописки. Как можно называть временно проживающими граждан, которые вынуждены по разным причинам по 10-20 лет жить в съемных квартирах и домах? Мы должны отказаться от института прописки, особенно сейчас, когда идет процесс цифровизации государственных услуг», - призывает депутат Пирматов.

В справке-обосновании к предлагаемым законодательным инициативам подчеркивается, что «отсутствие актуальных данных в ЕГРН о месте пребывания граждан приводит к тому, что государство не может создать необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, иметь достоверную информацию для регулирования внутренней миграции и в целом осуществлять миграционную политику государства».

Инициаторы предлагают, чтобы Государственная регистрационная служба КР документировала граждан независимо от факта регистрации по месту жительства или фактического проживания. Отсутствие места жительства не может быть основанием для ограничения в конституционном праве на документирование.

Ранее мы не раз писали о проблемах, с которыми сталкиваются выпускники детских интернатных учреждений, в материалах «Сироты Кыргызстана: как лица без прав и гражданства» (http://nlkg.kg/ru/society/at-gunpoint/siroty-kyrgyzstana-kak-lica-bez-prav-i-grazhdanstva) и «Сироты Кыргызстана: получают ли свои пособия дети-сироты» (http://nlkg.kg/ru/society/at-gunpoint/siroty-kyrgyzstana-poluchayut-li-svoi-posobiya-deti-siroty), когда из-за отсутствия прописки они не могут получить паспорт, пополняя группу лиц без документов.

Безопасный город без прописки

По данным Государственной регистрационной службы КР, в Бишкеке 420 тысяч зарегистрированных автомобилей. Если сравнить с реальным количеством проживающих в столице, есть существенная разница. Представители ГРС КР постоянно призывают граждан оформлять или переоформлять автомобили на себя, пугая разными последствиями.

При действующем институте прописки и немыслимой бюрократизации процесса оформления автомобилей это просто невозможно. Из-за отсутствия столичной прописки, а по факту проживая в Бишкеке, более десяти лет граждане не могут оформить на себя собственную автомашину. Широко разрекламированный в прошлом году льготный период оформления машин не оправдал себя, потому что документирование шло в небольшом здании, где очередь стояла на улице! Не говоря уже про набор документов, который требовался при переоформлении, и другие требования. Переоформили на себя намного меньше, чем ожидалось. А потом начались проблемы со штрафами по «Безопасному городу».

Сначала ГРС и МВД надо было решить вопрос с переоформлением всех машин, которые сегодня ездят по доверенности, а потом уже вводить штрафные санкции. А так получается, что сегодня пострадали и владельцы автомобилей, и те, кто ездит по доверенности. Вместо того чтобы создать условия для регистрации автомобилей, инициаторы проекта решили побыстрей его ввести в эксплуатацию, а там уже по ходу решать проблемы.

Полная чехарда с оформлением документов еще не раз аукнется проекту «Безопасный город». Не стоит забывать, что единственный в стране автомобильный рынок расположен в Чуйской области, многие покупатели предпочитают уезжать оттуда уже с готовыми номерами, которые чаще всего зарегистрированы в Бишкеке или Чуйской области. Было бы разумно вместе с реформированием института прописки решить вопрос с переоформлением автомобилей, цифровизация государственных услуг без отмены забюрократизированных процедур и института прописки не будет эффективной.

Алмаз Исманов

Фото Вячеслава Оселедко

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям