Директор департамента туризма Максат Дамир уулу: Каждый пятый турист вновь приезжает в Кыргызстан

12:10, 23 Мая 2019

В 2018 году Кыргызстан посетило почти семь миллионов человек. В нынешнем году ожидается, что визитеров будет на один миллион больше. Что может предложить страна туристам в нынешнем году? 

- Насколько успешным для туристической отрасли страны был 2018 год?

- На мой взгляд, итоги 2018 года очень даже хорошие. Если смотреть статистику, то в 2017 году Кыргызстан посетило около 4,5 миллиона человек. А в 2018 году к нам приехало уже 6,4 миллиона. Или, как принято говорить в международной практике, – визитеров. Скачок большой. Эти данные мы берем у пограничной службы. В это число в соответствии со стандартами Всемирной туристической организации включены те, кто въезжал в страну с туристическими целями, частными визитами и служебными поездками.

- Анализировали ли Вы, с чем связан такой скачок?

- Это плоды усилий по продвижению туристического сектора Кыргызстана. Конечно, прирост дали и III Всемирные игры кочевников. Благодаря им все больше людей хотят приехать в нашу страну.

- Что Вы ждете от летнего туристического сезона 2019 года? Сколько ожидается туристов? Каким будет приток средств?

- Мы ожидаем, что показатели будут не меньше, чем в 2018 году. Возможно, будет до восьми миллионов визитов. Первые итоги мы сможем подвести в конце августа.

Во многом рост количества визитов в Кыргызстан зависит от участия в международных туристических выставках. В этом году мы впервые в своей истории приняли участие в Arabian Travel Market в Дубае с 28 апреля по 1 мая. Недавно наши соотечественники выступили в Саудовской Аравии и показали высочайший уровень культуры, искусства, национальных видов спорта. В Кувейте проходил фестиваль, где принимала участие наша страна. В принципе, на Арабском полуострове мы о себе заявили громко. Это даст свой эффект.

- Каково количество повторных посещений Кыргызстана туристами?

- Такого анализа у нас, к сожалению, нет. Это довольно трудоемкая работа. Туроператоры ведут такую статистику. И я слышал, что по их данным каждый пятый турист вновь приезжает в Кыргызстан. Причем привозит с собой семью, друзей, коллег.

- Готова ли инфраструктура страны к приему такого количества туристов?

- У нас есть проекты по развитию инфраструктуры. Например, планируется установить туалеты в некоторых точках. Надеюсь, мы успеем это сделать к началу летнего сезона. 

- Давайте посмотрим на это с точки зрения туриста. Если бы Вы были иностранным туристом, Вам было бы удобно отдыхать в Кыргызстане?

- В принципе, да…

- Как бы Вы оценили удобство отдыха в Кыргызстане по пятибалльной шкале?

- На 4+. Знаете, в Кыргызстане есть разные виды отдыха – начиная от пляжного и заканчивая экотуризмом. Есть выбор для туристов с разным уровнем благосостояния. Например, казахстанцы могут выбрать сервис разного уровня от 10 до 100 долларов. Если же это богатые туристы из дальнего зарубежья, то им чаще всего интересно полазить по нашим горам. Им важнее получить эмоции от красоты нашей природы, созерцания звезд на ночном небе или чистого воздуха, быта кочевников, нежели комфорт.

- Насколько туристическая отрасль Кыргызстана конкурентоспособна в сравнении, например, с Узбекистаном?

- Недавно я был в Ташкенте и встречался с председателем Госкомтуризма этой страны. Я его начал расспрашивать, сколько к ним приехало туристов в 2018 году. Он ответил, что 5 миллионов. А у нас почти 7 миллионов. Он даже удивился, как так могло случиться. У всех есть своя фишка. К нам туристы приезжают ради природы и самобытной культуры. В Узбекистане же пользуются популярностью исторические объекты. Но, естественно, нам нужно сделать очень много для того, чтобы стать еще лучше. Мы не должны останавливаться на этом.

- В конце сентября 2018 года в Ташкенте проходила Международная туристическая выставка. На нее власти Узбекистана привезли порядка 130 журналистов из разных стран мира. Их возили по Ташкенту, Самарканду, Бухаре. Все это было оплачено из бюджетных средств. Что-то подобное делается у нас?

- Аналогичных программ у нас, к сожалению, нет. Все упирается в деньги. В этом году мы разработали маркетинговую стратегию. Сейчас запускаем проект по работе в социальных сетях по рекламе наших достопримечательностей, культуры, продуктов. В этом году создано государственное предприятие «Кыргызтуризм». Как раз оно по большей части и будет заниматься маркетингом.

- Вы заметили, что в Узбекистан туристы приезжают ради исторических достопримечательностей. У нас они тоже есть. Например, Каракол. Но ведь город выглядит непрезентабельно. Есть ли у государства хоть какие-то планы по приведению в порядок городов и объектов, которые были бы интересны туристам? Особенно иностранным…

- Конечно. Принята государственная программа развития туризма на ближайшие 5 лет. В ней говорится и об экологии, и приведении в соответствие дорог в основных туристических городах. В этом вопросе необходимо взаимодействие с местными властями. Кроме того, сейчас департамент туризма занимается съемкой социальных роликов, где будут показаны основные проблемы, влияющие на развитие туризма в стране. В первую очередь это проблема мусора – на Иссык-Куле, в горах на вершинах горных пиков, в природных парках. Или, например, вандализм по отношению к историко-культурным и природным объектам. Или что нужно дружелюбно относиться к туристам. Скоро эти ролики начнут показывать на основных телеканалах.

- Государственная программа определяет, каким должен быть рост доходов от туристической отрасли?

- Да. В 2018 году вклад туризма в ВВП страны составил 3%. Он растет, но небольшими темпами. Через 5 лет доля туризма в ВВП должна дойти до семи процентов. Если мы будем предпринимать правильные шаги, то можно достичь и десяти процентов. В денежном эквиваленте доходы должны составить более 700 миллионов долларов в год. А количество посещений должно вырасти до десяти миллионов визитов в год.

- Каков топ-5 стран, откуда к нам чаще всего приезжают визитеры?

- В 2018 году на первое место вышел Узбекистан. Из 45 стран, для граждан которых отменены визы для въезда в Кыргызстан, в 2018 году приехало около 130 тысяч человек. В 2017 году их было всего 99 тысяч. Чаще к нам приезжают из Германии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, США.

- Число туристов из дальнего зарубежья невелико. В чем проблема?

- В том, что сложно добраться до Кыргызстана из разных точек мира. Я сам в прошлом году путешествовал в Малайзию. Мне пришлось отправиться в Алматы, стоять в изнурительных очередях на границе с Казахстаном, ловить такси. Масса неудобств. Тоже самое испытывают и иностранные граждане. Но даже сейчас при этом мы видим тенденцию роста.

Режим «открытого неба» даст рост числа визитеров из дальнего зарубежья. Конечно, принятия закона не достаточно для того, чтобы туристы выстроились к нам в очередь. Сейчас ведутся переговоры по открытию дополнительных авиалиний. Планируем, может быть, в сентябре провести у нас международный форум авиации. Хотим пригласить на него международные компании, которые могут летать через Бишкек и Ош. Это даст нам существенный рост туристов из дальнего зарубежья.

- Увидели ли Вы зависимость в 2018 году между ростом туристического потока и Всемирными играми кочевников?

- Четкого анализа по этому вопросу нет. Однозначно, Игры влияли на рост посещаемости страны. На многих иностранных телеканалах, в Интернете соревнования освещались. Естественно, это привлекло внимание к стране и повлияло на решение иностранных граждан приехать в Кыргызстан.

- Следующие Игры будут проходить уже в Турции. Чем еще мы сможем привлечь иностранных туристов?

- Мы показали всему миру свою самобытную культуру. От многих иностранных граждан я слышал, что они уже много путешествовали, многое видели. Им хочется чего-то нового. Кыргызстан для них интересен и привлекателен. А вместо Игр кочевников мы объединили несколько разных фестивалей, проходивших в стране, собрали их представителей на форуме и предложили пересмотреть концепции. Они должны ориентироваться на визитеров.

- Какие объекты чаще всего посещают туристы?

- На первом месте, конечно, Иссык-Куль. Многие туристы приезжают к нам ради гор. Им интересны конные прогулки, трекинги, возможность пожить в юрте. Северная часть страны, конечно, пользуется большей популярностью. Но и на юге туризм развивается. Там появляется все больше гостевых домов, гостиниц, туроператоров.

- Стали ли больше посещать гумбез Манаса, Арсланбоб, узгенский комплекс, Ош?

- Эти объекты включены практически во все туристические маршруты. И любой визитер, который приезжает через туроператора, посещает эти достопримечательности. Но все же больше поток туристов в Ала-Арчу, Сары-Челек, Сон-Куль, Каркол, Иссык-Куль. Посещаемость объектов во многом зависит от Интернета: чем больше они представлены в сети, тем больше их посещают.

- Когда-то шел разговор о туристических кластерах. Что с ними?

- Туристические кластеры искусственно не создаются. Они должны формироваться естественно. Просто нужно давать больше свободы бизнесу, который занимается деятельностью в области туризма. Посмотрите, как сам собой сложился туристический кластер в Караколе. Благодаря одной горнолыжной базе в городе и вокруг него возникло более 100 гостиниц и гостевых домов. То есть один агрегатор потянул за собой мелкий и средний бизнес. Примерно так же складывается ситуация в Кочкорке, где местное сообщество создает инфраструктуру для обслуживания туристов из дальнего зарубежья. На Сон-Куле появились юрточные лагеря.

- Насколько безопасно иностранному туристу приехать в Кыргызстан?

- Вообще, безопасно. Но есть еще над чем работать. Например, в регионах население не всегда понимает, что турист приносит им деньги.

- Насколько наши граждане вовлечены во внутренний туризм?

- Не все кыргызстанцы могут себе позволить путешествовать по стране. Внутренний туризм также зависит от транспорта. Из Бишкека в Ош ехать 12 часов. Это изнурительно. Если бы почаще летали самолеты, то было бы лучше.

Есть и денежный слой населения, который, к сожалению, предпочитает отдыхать за рубежом. Но это закономерно. Мы через это должны пройти.

- Может быть, состоятельные люди отдыхают за рубежом потому, что это дешевле, чем в стране? За те же 500 долларов можно отдохнуть лучше и дольше, чем на Иссык-Куле.

- Согласен. Для улучшения сервиса нужно создать условия для конкуренции и больше свободы бизнесу. Чем больше будет пансионатов, гостевых домов, тем станет лучше сервис.

Александр КУЛИНСКИЙ

Фото Абылая САРАЛАЕВА и Вячеслава ОСЕЛЕДКО
Читать другие статьи по теме:
Южный берег Иссык-Куля - манящий и сакральный 

«Абрикосовая» сказка 

Банур Абдиева: «Будущее - за экологическим туризмом» 

Жыргал Омуракунова: «Пути назад нет! Туризм у нас будет еще больше развиваться!” 

Как проект USAID помог развить туризм в отдельно взятом поселке 

Азамат Жаманкулов: «Кыргызстан сегодня в тренде мирового туризма» 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям